26 апреля. Память священномученика Артемона Лаодикийского

4001
Фото

Седмица 6-я Великого поста

В этот день совершается память:

Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).

Мученика Крискента, из Мир Ликийских. Мученицы Фомаиды Египетской (476).

Преподобномученицы Марфы Тестовой (1941).

Священномученик Артемон Лаодикийский, пресвитер

Родился в первой половине III века в Лаодикии Сирийской, в благочестивой христианской семье. В возрасте 16 лет святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился 12 лет, затем 28 лет служил диаконом и 33 года пресвитером в Лаодикийской Церкви. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане св. Артемон вместе со святителем Сисинием разбил идолов в капище Артемиды и тем навлек на себя гнев язычников. Схватив святого, его бросили в темницу, а затем предали на мучения. Святого старца жарили на раскаленной сковородке, но Бог хранил св. мученика невредимым.

Видя такое чудо, жрец Виталий уверовал во Христа, а святого снова предали на мучения. В это время прибежал олень и, получив от Бога дар говорить человеческим голосом, обличил мучителя Патрикия, предсказав ему скорую смерть в кипящем котле. Когда воины хотели бросить св. Артемона в кипящий котел, то два Ангела в виде орлов схватили и бросили туда Патрикия, святой же остался невредимым. Это чудо многих язычников обратило ко Христу, и они крестились в источнике, который по молитве святого исшел из земли. Крестился и языческий жрец Виталий, впоследствии епископ Кесарийский. Спасенный десницею Божией от мучителей, св. Артемон по внушению свыше поселился в Асии и там чудесами обратил ко Христу множество язычников. В 303 г. за проповедование Христа был усечен мечом.

Священное Писание

«У каждого своя правда». Сегодня этому выражению мало кто удивится и мало, кто будет с ним спорить. Мы растём в разных условиях, получаем разное воспитание и образование, поэтому и справедливость понимаем по-разному. Но должно ли быть так на самом деле? И как нам воспринимать наши различия? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 66-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 66.

10Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем,

11чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.

12Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.

13Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.

14И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.

15Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.

16Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.

17Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей,- все погибнут, говорит Господь.

18Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.

19И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою

20и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь,- подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.

21Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.

22Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.

23Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.

24И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.

Рассуждая о правде или справедливости и говоря о том, что каждый воспринимает их по-своему, мы должны понимать, что разница между нашими взглядами не так велика. Например, в мире нет народа, в котором считалось бы, что награда должна достаться не тому, кто работал, а тому, кто бездельничал, нет народа, в котором доброе и любящее сердце порицалось бы, а злое и грубое одобрялось бы. Таких примеров можно привести массу, потому что Бог в сердце каждого вложил некоторое естественное нравственное чувство, которое у всех есть, но не у всех одинаково развито. Другое дело, что это чувство искажено и каждый из нас хочет выгоды и правды для себя, даже если объективно она несправедлива для других. Подобное искажение порождает ссоры и распри, как на уровне отдельных людей, так и на уровне целых народов. Каждому кажется, что он прав, в то время как другой слеп и эгоистичен в своей неправоте. Казалось бы, если всё так, разве можно надеяться хотя бы на какую-то справедливость и объективность? Разве можем мы по-настоящему искренне подняться над своими интересами и рассудить всё по правде. Думаю, что самостоятельно нет. Но то, чего не можем мы, может Бог. Последняя правда о жизни, о мире, о том, какими должны быть наши отношения, у Него. Причём, самое важное, что Господь не просто ждёт, когда мы, изнурённые нашим непониманием и соперничеством, придём к Нему, чтобы найти в Нём решение наших проблем. Он приходит к нам Сам, чтобы нас утешить. И хотя, как мы слышим в сегодняшнем чтении, это утешение начнётся с народа Божьего, в итоге оно распространится на весь мир. Не личная и эгоистическая правда, но правда Божия откроется всем людям, каждому из нас. Очевидно, что люди будут воспринимать эту правду по-разному. Один будет до последнего цепляться за свой взгляд, а другой с доверием и смирением примет Бога в своё сердце.

На чьей стороне окажемся мы? Кто-нибудь скажет: зачем думать сейчас, придёт время и решим! Однако наше мнение и наши дела укореняются в нас всё больше и больше, и чем раньше мы смиримся перед Богом, тем радостнее будет грядущая встреча с Ним.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Конец человеческой истории — пришествие в мир антихриста — связано с понятием зла, с исчезновением добра. Еще совсем недавно трудно было представить, как люди смогут принять антихриста, несущего и проповедующего зло. Как можно вообще согласиться со злом, неправдой, ложью? Но если опасные заблуждения нашего сегодняшнего дня, которые вытесняют понятие греха из нашей жизни, которые стирают грань между добром и злом, будут нарастать, то без всяких трудностей в какой-то момент люди будут абсолютно уверены, что зло есть добро, а добро — зло. Это трудно себе представить, особенно людям церковным, но то, о чем мы сейчас говорим, уже является достоянием современного человека. Понятие греха исчезает из жизни.

Новости по теме

Антипасха — возвращение к Воскресению Христову
Публикации 12 мая 2024
Антипасха — возвращение к Воскресению Христову

Первое воскресенье после Пасхи именуется в Православной Церкви Антипасхой, или Фоминой Неделей. Что означают эти названия?

В Чистополе состоялся общегородской пасхальный крестный ход В Чистополе состоялся общегородской пасхальный крестный ход

23 апреля, в Фомину неделю , в Чистополе прошёл общегородской крестный ход. Молитвенное шествие возглавил епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий по окончании Божественной литургии в храме Казанской иконы Божией Матери. Участие в крестном ходе

В праздник Антипасхи в Свияжске состоялся традиционный крестный ход
В праздник Антипасхи в Свияжске состоялся традиционный крестный ход

23 апреля, в праздник Антипасхи, в Свияжске состоялся традиционный крестный ход.

В Неделю 2-ю по Пасхе митрополит Кирилл совершил Литургию в Космодамиановском храме Набережных Челнов
В Неделю 2-ю по Пасхе митрополит Кирилл совершил Литургию в Космодамиановском храме Набережных Челнов

23 апреля, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме бессребреников Космы и Дамиана города Набережные Челны.