На кафедре: с 18 февраля 1946 года, архиепископ с 1948 года по 14 октября 1949 года
Василий Кожин родился в 1880 году в станице Кумылженской Области Войска Донского в семье псаломщика. Он закончил духовное училище в станице Усть-Медведицкой, Донскую духовную семинарию. В 1907 году был рукоположен во диакона, а в 1908 году — во священника, служил в казачьих станицах. В 1912 году женатым священником поступил в Казанскую духовную академию, в 1916 году закончил обучение кандидатом богословия, представив сочинение «Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской церкви»[1], а через год защитил магистерскую диссертацию на ту же тему. По окончании академии вернулся в родные края, в 1916-1918 гг. был преподавателем богословия в Новочеркасском политехническом институте и Закона Божия в казачьей мужской гимназии.
Протоиерей Василий Кожин был участником Поместного собора 1917 года как депутат от духовенства Области Войска Донского.
В 1918-1920 гг. он был членом Донского епархиального управления и, судя по всему, и при белых, и при красных находился в Новочеркасске, несколько раз переходившем из рук в руки, не захотев эмигрировать.
В 1922 году отец Василий перешел к обновленцам и был настоятелем кафедрального обновленческого собора в Новочеркасске. 21 сентября 1931 года, оставаясь в браке, он был рукоположен во епископа председателем обновленческого синода митрополитом Вениамином (Муратовским) и главным обновленческим деятелем, «митрополитом-благовестником» Александром Введенским. Сначала он был епископом Темрюковским, викарием Кубанской епархии, потом — епископом Моздокским, с 7 марта 1932 года — епархиальным епископом Кубанским, с 13 апреля 1932 года — архиепископом. В марте 1934 года стал архиепископом Терским, управляющим Северокавказской митрополией, с 5 декабря 1935 года — митрополитом Северо-Кавказским и Ставропольским. Но фактически уже с 1931 года обновленческий архиерей Василий Кожин руководил всеми приходами обновленческой церкви на Северном Кавказе и на Дону.
По отзыву епископа Сергия (Ларина), Василий «…был злейшим обновленцем. Писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией, из своей епархии изгонял православное духовенство». А. Левитин, сам в 1930-е гг. бывший сотрудником обноленческого Церковного управления, писал: «В.И. Кожин … был действительно великолепным администратором, человеком веселым, общительным, обладателем живого сангвинического темперамента. Умный, тактичный, он добился крупных успехов на Северном Кавказе. Однако, читая его донесения, рапорты, письма Первоиерарху, я всегда испытывал тягостное чувство. «Как же бедна Русская церковь, — думал я, — если это самый выдающийся из епископов». Как сейчас вижу эти ровные строчки, написанные четким, крупным почерком, — бесконечные жалобы на соседа — Владимира Иванова, благодаря которому (если верить Василию Ивановичу) гибнет обновленчество на Кубани. Бесконечные восхваления Северо-Кавказской епархии, где, если опять-таки верить Василию Ивановичу, обновленческое дело идет семимильными шагами вперед и закреплено на столетия. Ни одного живого слова, ни одной своеобразной мысли, ничего такого, что возвышалось бы над местническими провинциальными интересами». Митрополит Александр Введенский заявлял: «Вот кого я хотел бы видеть после себя Первоиерархом…, — он бы управлял Церковью не хуже, а может быть, и лучше меня»[2].
Действительно, уже к середине 1930-х гг. в Краснодарском крае не осталось ни одного действующего православного храма. Тем не менее, и у обновленцев дела пошли плохо. В 1937-1938 гг. почти все их церкви были закрыты, большинство архиереев репрессировано. Но Василий Кожин пережил репрессии. В 1937 году он был арестован, но через семь месяцев освобожден[3]. В 1943 году «митрополит-благовестник» Александр Введенский наградил его второй панагией.
В апреле 1945 года Василий Кожин принес покаяние перед Патриархом Алексием I и воссоединился с Русской Православной Церковью. Разумеется, его хиротония была признана недействительной, и он был принят в сане протоиерея. К этому времени он был вдовцом, поэтому вскоре постригся с именем Гермогена.
18 февраля 1946 года в Сергиевской церкви в Москве Патриархом Алексием I, епископами Макарием Можайским и Сергием Кировоградским отец Гермоген (Кожин) был рукоположен во епископа Казанского и Чистопольского. Напомним, что в предыдущие два с лишним года в Татарской АССР открылись 12 храмов, но епархия существовала номинально, потому что временно управляющий владыка Иларий (Ильин) жил в Ульяновске, потом в Чебоксарах. Именно владыка Гермоген, приехав в Казань, восстановил епархиальное духовное управление, разместившееся в двухэтажном деревянном доме на улице Лесгафта, 40, где поселился и сам. Секретарем епархиального управления стал протоиерей Николай Тагашевский. К началу 1946 года в Татарской АССР действовало 14 храмов, два из них — в Казани и Мензелинске — не закрывались, остальные были возвращены в 1944-1945 гг., но единственным храмом Казани оставалась кладбищенская церковь Ярославских Чудотворцев — церковь в Царицыно тогда считалась сельской.
Владыка Гермоген добился открытия в Казани Николо-Низской церкви[4], которая стала Никольским кафедральным собором, в 1946 году были возвращены верующим церкви в селе Тавели Мамадышского района и в селе Красная Горка (ныне Юдино, в черте Казани). Но это были последние из вновь открывшихся церквей, хотя заявления от групп верующих поступали. Архиепископ Гермоген в 1947-1948 гг. «настойчиво требовал» открытия церквей в Бугульме, Елабуге и семи селах. В первой половине 1948 года уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Татарской АССР Горбачев представил положительные заключения о возможности открытия православных приходов в Елабуге, Бугульме и в районном центре Шереметьевка (ныне Нижнекамского района). Вопрос, вероятно, мог бы решиться положительно.
Исполняется 70 лет со дня возобновления богослужений в Никольском соборе города Казани
Но в октябре 1948 года Совет министров СССР отменил собственное постановление от 10 августа того же года об открытии 28 церквей. При этом, если первое постановление было подписано заместителем главы правительства К.Е. Ворошиловым, то второе — самим Сталиным. Постановление от 28 октября было разослано по всем местным органам партии и советской власти, которые, естественно, поняли «намек». С этого времени и вплоть до 1954 года в СССР не открылась ни одна церковь[5]. Судя по отчетам, и казанский уполномоченный видел теперь свою основную задачу в том, чтобы под любым предлогом отклонять ходатайства групп верующих (а таких ходатайств только в 1949 году в ТАССР было 62[6]). Сложность задачи состояла в том, что законодательство не изменилось, верующим и архиереям ни в коем случае нельзя было сообщать о том, что возвращение им храмов невозможно в принципе. О своей работе с обращениями верующих уполномоченный докладывал с пафосом полководца, успешно отразившего наступление противника.
Однако владыка Гермоген проводил в Казани не так уж много времени. Одновременно с назначением на Казанскую кафедру он стал временно управляющим Московскими духовными школами. Именно под его руководством были созданы Московская духовная семинария и Московская духовная академия в возвращенной Троице-Сергиевской лавре, заложены новые, «советские» учебные и дисциплинарные традиции духовных школ, многие из которых сохранились и до наших дней (например, черные кителя как форменная одежда). На Пасху 1948 года владыка Гермоген был возведен в сан архиепископа. В 1948 году он побывал в Казани всего пять раз, приезжая на одну-две недели[7].
За заслуги в деле духовного образования и «по совокупности трудов» владыка Гермоген в 1949 году получил степень доктора богословия, хотя его статьи, опубликованные в Журнале Московской патриархии, были не научными сочинениями, а популярными статьями, основанными на дореволюционных публикациях[8].
14 октября 1949 года владыка Гермоген (Кожин) был назначен архиепископом Краснодарским и Кубанским и отправился в Краснодар, где его хорошо помнили как обновленческого митрополита Василия. В начале 1954 года он был направлен в Соединенные Штаты Америки для организации епархии Русской Православной Церкви, и 19 мая стал митрополитом Алеутским и Северо-Американским. Вскоре он приехал в отпуск в Краснодар, а 13 августа 1954 года неожиданно умер от инфаркта. Похоронен в кафедральном соборе Краснодара.
Публикации
- Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского Откровения и голосом Вселенской Церкви. М., 1917.
- Папство и Православная Церковь. 1948. //ЖМП 1948. № 4.
- Критический разбор книги В. С. Соловьева «Россия и Вселенская церковь» с точки зрения Восточной Православной Кафолической Церкви. 1948. Ч. 1-3. 1949// ЖМП 1948. № 4.
- Очерки по истории Казанской епархии: История распространения христианства среди татар. // ЖМП 1946. № 7.
- Попытка Ватикана подчинить своему влиянию православные церкви южных славян на Балканах. Краткий исторический очерк. // ЖМП 1946. № 6.
- Очерки по истории Казанской епархии: Зилантов Успенский монастыря и памятник убиенным при взятии гор. Казани. // ЖМП 1947. № 1.
- Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в отечественных войнах 1812 и 1941—1945 гг. // ЖМП № 3.
- Речь при вступлении на должность ректора Московской духовной академии. // ЖМП 1947. № 12.
- Речь, произнесенная перед началом 1948/49 учебного года в Московской духовной академии // ЖМП 1948. № 8.
- К вопросу об интригах Ватикана против вселенского православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за последние 40 лет. (1908—1948 гг.). // ЖМП 1948. № 8.
- Методы католической пропаганды в Грузии. // ЖМП 1948 № 9.
- Восточная церковная политика римских пап — Бенедикта ХV, Пия XI и Пия XII. // ЖМП 1949. № 4.
- К характеристике деятельности Ватикана за последние 20 лет. // ЖМП 1949. № 9.
- Речь, произнесенная пред началом 1945/46 уч. года в Московской духовной академии // ЖМП 1948. № 12.
- Старокатолическое движение папистов и политика Ватикана от Халкидонского собора и до наших дней. Краснодар, 1950. 3 ч.
- Миссия дружбы. // ЖМП 1950. № 9.
- К юбилею Халкидонского собора. // ЖМП 1951. № 6.
- Ватикан и крестовые походы. // ЖМП 1953. № 3, стр. 58-64
Примечания
1. Сочинение сохранилось: НАРТ. Ф. 10. Оп. 2 Д. 1319.
2. Левитин А.,Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. — М., 1996. — С. 638-639.
3. Вестник церковной истории. — М., 2006. — № 1. — С. 180.
4. Передана верующим в соответствии с постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви от 6 ноября 1946 года.
5. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. — М., 1999. — С. 342.
6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д.
7. Там же. — Л. 5.
8. Очерки по истории Казанской епархии. История распространения христианства среди татар // ЖМП. — 1946. — № 7; Зилантов Успенский монастырь // ЖМП 1947. — № 1; Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в Отечественных войнах // ЖМП. — 1947. — № 3 и др. — всего 15 статей.