14 октября 2020 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, исполняется 80 лет со дня кончины епископа Павла (Флеринского, +1940), погребенного на Арском кладбище города Казани. Владыка проживал в Казанис с 1938 по 1940 годы.
Епископ Павел не был официально Казанским епархиальным архиереем или временно управляющим епархией. Но в 1938-1940 гг. он был единственным архиереем на территории Татарстана, находившимся на свободе и бывшим в юрисдикции Московского патриархата, и решал многие церковно-судебные ситуации, отвечал на вопросы верующих. В условиях, когда в Татарстане действовали только два храма, а в ряде соседних областей и республик не оставалось ни одного, его деятельность имела большое значение для сохранения церковных традиций.
Петр Дмитриевич Флеринский родился 29 июня 1879 года в селе Федоровка Ставропольского уезда Самарской губернии[1], в семье псаломщика. Он закончил Самарское духовное училище и, в 1893 году — Самарскую духовную семинарию. Два года он работал учителем церковно-приходской школы в Самаре и в 1895 году, после вступления в брак, был рукоположен во священника, служил в селах Тарасовка, Александровка и с 1910 года в селе Большая Глушица Николаевского уезда Самарской губернии[2]. В 1909 году в Степном Заволжье была эпидемия холеры, но отец Петр, незадолго до этого побывавший на противоэпидемических курсах в Самаре, так организовал санитарно-профилактические меры, что заболело лишь несколько человек, в том числе сам священник и двое его детей, а умер только первый заболевший и младший сын отца Петра.
В 1910 году, одновременно с переводом в село Большая Глушица (ныне Пугачевского района Саратовской области), иерей Петр Флеринский был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. Вскоре его жена ослепла в результате трахомы и вылечилась только после поездки в столицу и встречи с праведным Иоанном Кронштадтским, который предсказал отцу Петру архиерейский сан.
Очень тяжелыми выдались в Нижнем Поволжье 1920 и 1921 годы. По официальным советским данным Пугачевский[3] уезд пострадал больше всех других, здесь умерла от голода половина жителей. Вместе с прихожанами все невзгоды переживал и благочинный. В 1920 году скончалась его супруга, из пятерых детей только старшая дочь была взрослой.
В 1923 году по недоразумению протоиерей Петр Флеринский на недолгое время подчинился обновленческому Временному церковному управлению. Очень скоро он вернулся в каноническую Церковь и стал усердно бороться с обновленчеством, но при этом всегда выступал против осуждения тех, кто побывал в обновленческом расколе и покаялся. В 1923-1924 гг. протоиерей Петр был самым уважаемым священником в Пугачевском уезде, в село Большая Глушица приезжали тысячи людей.
В конце 1923 года митрополит Уральский[4] Тихон (Оболенский[5]), который по болезни проживал в Москве, вызвал отца Петра к себе. Сельский священник впервые в жизни приехал в столицу. В начале марта отец Петр был пострижен в монашество, а 18/31 марта патриарх Тихон, в сослужении с митрополитами Тихоном (Оболенским) и Серафимом (Александровым)[6], рукоположил его во епископа Пугачевского, викария Уральской епархии. Вернувшись в Пугачев, епископ Павел фактически стал управляющим всей Уральской епархии, которая включала нынешние районы Саратовской области, расположенные на левом берегу Волги, и Уральскую область Казахстана. Летом 1924 года он вернулся в село Большие Глушицы, а в начале 1926 года переехал в город Энгельс (Покровск). В мае 1926 года, после смерти митрополита Тихона (Оболенского), епископ Павел (Флеринский) был официально назначен временно управляющим Уральской епархией. 30 декабря 1927 года указом заместителя Патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) Павел был назначен епископом Котельничским, викарием Вятской епархии, но так и не покинул родных краев, а 27 марта 1928 года, по ходатайству его самого и многочисленным просьбам верующих был оставлен епископом Пугачевским. В июне 1928 года он вернулся в Пугачев, где жил в крайней бедности в сторожке при храме, но продолжал управлять Уральской епархией и помогать семьям арестованных священников[7].
10 января 1931 года он был арестован, а 30 апреля решением Тройки ОГПУ по Нижне-Волжскому краю был приговорен по статье 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда) к пяти годам лагерей. Срок заключения он отбывал в поселке Усть-Кулом Коми края, на реке Вычегде, где шестью годами раньше находился в ссылке митрополит Кирилл (Смирнов). Основной работой заключенных была заготовка леса. Епископ Павел трудился на общих работах, но последние месяцы заключения из-за болезни сердца провел в больнице[8].
После освобождения в мае 1936 года епископ Павел с разрешения властей поселился в Казани у старшей дочери. Он был уже тяжело болен и не служил, но посещал казанские храмы, переписывался с духовными детьми, в письмах он упоминал, что ездит на трамвае.
В 1936 году своим устным распоряжением заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Павла временно управляющим Куйбышевской епархией, эти обязанности он исполнял до осени 1939 года[9].
В Казани же в 1936 году еще действовали пять «сергиевских» храмов и действовало епархиальное управление. Но в течение 1937 года все храмы, кроме церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище и расположенного недалеко от нее деревянного храма Серафима Саровского, были закрыты, в декабре был арестован последний правящий архиепископ Никон (Пурлевский), и владыка Павел (Флеринский) остался единственным проживавшим в Казанской епархии на свободе архиереем. Судя по тому, что он продолжал переписываться с духовными детьми, он продолжал, в той мере, в какой это было возможно, исполнять архипастырские обязанности. Разумеется, он не назначал и не рукополагал священников, не освящал антиминсы, не служил праздничных служб, но утешал верующих в их скорбях. В начале 1938 года закрылась и была снесена и деревянная церковь Серафима Саровского, и теперь владыка Павел посещал только церковь Ярославских Чудотворцев.
Скончался владыка Павел 14 октября 1940 года от кровоизлияния в мозг и был похоронен в пятидесяти метрах от алтаря своего последнего храма. Можно предположить, что похороны у самого алтаря были бы восприняты властями как «антисоветская демонстрация». Долгие десятилетия на могиле епископа Павла стоял простой деревянный крест, замененный в 2004 памятником, сооруженным на пожертвования, собранные общиной храма Ярославских Чудотворцев.
Примечания
1. ныне это территория Ульяновской области.
2. ныне это территория Саратовской области.
3. город Николаевск в 1918 году был переименован в Пугачев и передан из Самарской губернии в Уральскую область, а в церковном отношении вошел в Уральскую епархию.
4. Уральская (Уральская и Николаевская) епархия была создана в 1908 году из Уральской области (казачьей), ранее входившей в Оренбургскую епархию, и заволжских уездов Самарской губернии (Николаевского и Новоузенского), ранее входивших в Самарскую епархию. Центром был город Уральск (ныне в Казахстане). Сейчас все села, в которых служил владыка Павел (Флеринский), и город Пугачев (Николаевск) входят в состав Саратовской области и Саратовской епархии.
5. Митрополит Тихон (Оболенский Иван Иванович) (1856-1926). Выпускник Казанского университета 1880 года, 9 лет служил земским врачом. С 1890 года в монашестве, с 1891 настоятель Спасо-Преображенского единоверческого монастыря в Пугачевском уезде и руководитеть противораскольнической миссии, с 1901 года епископ Николаевский, викарий Самарской епархии, в 1908-1926 гг. архиепископ, позже митрополит Уральский и Николаевский. К 1923 году уже 28 лет хорошо знал отца Петра Флеринского по совместной деятельности.
6. С владыкой Серафимом (Александровым) епископ Павел Флеринский был хорошо знаком по совместной противосектантской деятельности.
7. Жизнь и быт епископа Павла в Пугачеве ярко описаны в книге С.С. Самуиловой и Н.С. Самуиловой, сестер секретаря епископа Павла, священника Сергия Самуилова: «Отцовский крест. В городе (1926-1931)», изданной в Санкт-Петербурге в 1996 году.
8. Во многих публикациях о владыке Павле (Флеринском) его пребывание в Усть-Куломе называется «ссылкой», но на самом деле епископ находился в заключении. Неверно и утверждение, что преосвященного Павла освободили по состоянию здоровья — у него просто закончился срок заключения.
9. О том, что происходило в 1936-1939 гг. в Куйбышеве, см. в статье об архиепископе Андрее (Комарове).