К сожалению, в церковном обществе издревле и по сей день сохраняется такая прискорбная вещь, как суеверия. Что же это такое?
Суеверие — это, по определению, ложная вера. Иными слова — это то, что уводит от веры настоящей, спасительной, живой. Недаром святитель Василий Великий называет суеверие пагубным пороком для души, и не считает эту проблему чем-то незаслуживающим внимания, или какой-то безвредной глупостью.
В одном из сочинений святителя Иоанна Златоустого можно прочесть о современном ему суеверии:
«Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь»
Кажется, что речь тут идёт какой-то мирской примете, а мы то ведь говорим и суевериях церковных. Но тут стоит проследить ход мысли святителя, который слов на ветер не бросал. Ка видим здесь святой Иоанн указывает, что вера в то, что нечто внешнее может быть причиной несчастий, уводит человека от правильного христианского понимая того, что только грех и внутренние духовные проблемы являются подлинными причинами несчастий человека. Суеверие в данном случае уводит человека от спасительной борьбы с грехом в себе в сторону попыток избегания встреч, с людьми, которые якобы приносят несчастья. И это очень серьёзное заблуждение. Не так же ли и с нашими цедровыми суевериями? Рассмотрим в общих чертах самые известные суеверия, которые связаны с церковной свечой.
Эти суеверия встречаются повсеместно и вариантов у них много. Но суть тут такая же, как и в страхе перед несчастливой встречей, о которой говорилось выше: суеверный человек наделяет свечу молитвенной силой, способностью влиять на «энергетику» и жизнь человека, свойством что-то предсказывать и тому подобное. Но свеча является только символом нашей молитвы, символом нашей жертвы на храм Божий. Она никак не заменяет молитву, никак не влияет на жизнь человека, ничего не предсказывает — только сам человек молится, только его духовная жизнь влияет на жизнь внешнюю и порой определяет то, что с этой внешней жизнью будет в дальнейшем. Налицо потеря ориентира, потеря направления ко Спасению. И это совсем не смешно и не безобидно.
И есть у суеверий ещё одна опасная сторона — это уверенность суеверного человека в своей правоте. Такой человек подчас не только сам уходит от истинной веры, но уводит и других за собой. Иногда можно наблюдать такую картину: священник или просто грамотный христианин объясняет кому-то, что то, во что верит собеседник, является суеверием, а человек в ответ говорит что-то наподобие: «Не знаю, не знаю — вот знающие люди-то говорят, что это всё правда…» Таким образом, видим, что суеверие не только уводит от истинной веры, но порой ещё и так укореняется в сознании, что вернуться к истинной вере бывает совсем не легко. И это уже страшно.
Как с этим бороться? Ответ один: держаться Православной веры, изучать её, участвовать в Таинствах Церкви, общаться со священниками и не стесняться задавать им вопросы.
В следующих публикациях мы подробнее рассмотрим конкретные суеверия и попробуем разобраться в них с Православной точки зрения.