О том, как мой друг плакал на Рождество

6335
Фото

Наступило долгожданное Рождество. Украшенные еловыми ветками храмы распахнули свои двери прихожанам и «захожанам», таинственным мерцанием гирлянд манит детишек вертеп в дальнем углу, морозец вместе со скрипучим снежком и большими звёздами как бы говорит нам — я такой же, как и во времена шмелёвского «Лета Господня», и в годы Сергия Радонежского, и ещё раньше и раньше… Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания!

В день праздника, который являет нам событие, с ног на голову перевернувшее мир, вспоминается мне близкий друг. В минуту откровения он рассказал мне про одно своё Рождество. В ту ночь, побывав на службе, выдержав многонедельный пост, вступив в ослепительной радостью сияющий праздник, этот мой друг горько и безутешно рыдал.

Почему? Причина, в принципе, проста — личная драма, расставание с любимой девушкой. И такие глубокие переживания, безусловно, оправданы, и совсем не удивительны. Вопрос в другом. Для чего же тогда рождался Христос, если в нашем мире до сих пор столько горя, если Земля так и осталась, по меткому выражению отца Андрея Ткачёва, «заплаканным местом»?

Ответ на этот вопрос насколько избит и банален, настолько и важен для постоянного осмысления. Ведь мы с вами каждый день падаем в уныние. Каждый день мы проживаем мелко, склочно и противно — так, если бы Христос и вправду не рождался. Мы ссоримся с родными из-за пролитого на ковёр стакана молока; мы переживаем за банку горчицы, купленную в супермаркете на десять рублей дороже, чем такая же на рынке; мы упорно отказываемся верить Эльдару Рязанову, что у природы нет плохой погоды, и ругаемся на гололёд, туман, снег, мороз и проч.; мы не хотим утром вылезать из-под нагретого одеяла и ничуть не радуемся вслед за Пушкиным «дню чудесному»; мы готовы сутками спорить с сослуживцами из-за того, что нам несправедливо сделали замечание, и вот мы без зазрения совести доказываем свою правоту, напрочь забыв, что вообще-то Бог две тысячи лет назад стал Человеком, чтобы человек мог стать богом… Куда там. Нам не до этих ваших высокопарных мыслей.

В общем-то, слёзы на праздник — из того же разряда, и хоть их причина более уважительная, тем не менее, уныние и тоска — показатель нашей слабой пока что веры. Вслед за Людмилой Прокофьевной Калугиной из «Служебного романа» нам впору воскликнуть: «Дело даже не в этом, а в том, что я вам не верю! Ну не верю…».

Вот так вот мы не верим Господу. Сами не знаем, почему, а не верим. Вроде бы понимаем, что плакать не из-за чего, ведь над головой — Бог, Который нас любит, и специально посылает скорби и неприятности, чтобы полечить наши больные души, чтобы дать шанс искренне обратиться к Себе, чтобы через горнило испытаний и трудностей мы смогли пройти и выйти победителями, чтобы за тёмной ночью, наконец, наступил рассвет, и радость…

Знаем и то, что далеко нам до праведного Иова, и в скорбях своих чаще всего напрямую виноваты мы сами, могли бы, будь твёрже и внимательнее, избежать их… Как говорил другой мой товарищ, если со скоростью 200 километров в час несёшься по встречной полосе, не надо потом спрашивать у Бога, где Он был, и за что тебе такое наказание. Сами суём пальцы в розетку и учимся не на чужих, а на своих ошибках.

Господь приходит в мир. Он приходит на эту заплаканную Землю не для того, чтобы по-царски прожить здесь жизнь и величественно совершить дело спасения. Он умрёт молодым, и убьём Его мы с вами. Он будет скитаться по городам, не имея, куда голову приклонить. Он будет кровавыми слезами плакать в Гефсимании, покуда друзья крепко спят. В ужасных страданиях на Кресте, приняв на Себя все грехи человечества, Он вдруг — безгрешный — почувствует Сам, что такое — оторванность от Бога, которую в разбавленной мере чувствует каждый грешник. «Боже Мой, Боже Мой! Зачем ты Меня оставил?» — закричит Иисус Христос, и никому из нас никогда в жизни не понять скорбь и страдания Богочеловека на Земле.

Вот для чего родился Спаситель. Всё Он прошёл, все наши болезни и искушения, борьбу и немощи, печали и разлуку. Став человеком, Он изменил нас с вами, обновил изнутри. Осветил всё то, что раньше казалось таким безнадёжным. Ошибки и падения, богооставленность и голод, одиночество и предательство — это всё Христос осветил и освятил Собой. Теперь даже страшная смерть — и та другая, и та теперь побеждена, и в ней мы можем найти Христа, а найдя, успокоиться и возрадоваться.

Христос родился в мир, и в мире не прекратились болезни, голод, войны и убийства; у каждого из нас не перестали происходить неудачи и разочарования. Но Христос пришёл, чтобы изменить наше отношение ко всему этому. Он научил нас, как не делать зло, и дал силы, чтобы изменять себя к лучшему. А что до бед и напастей, приходящих снаружи, то снова и снова говорит Он каждому: «От Меня это было». А если от Него, то не надо отчаиваться. Не надо.

Всё, что ни произошло с вами, всё Он видит, всё знает. Плачьте и молитесь, изливайте свою боль перед Ним, просите, чтобы Он помог вам дотерпеть до конца, выпить чашу испытаний до дна и не возроптать, просите сил, чтобы вести себя так, как подобает настоящему христианину. И всегда взирайте на икону Рождества — на Бога, пришедшего с Неба к нам, знающего всё, что Его ждёт, и всё равно пришедшего. Если Он ради тебя и меня сделал это, то как можно малодушествовать, и в пучине боли верить не Его божественной любви, а своим страхам и переживаниям?

«Ничего я в жизни не пойму, лишь шепчу: "Пусть плохо мне приходится, было хуже Богу моему, и больнее было Богородице"». Так говорит Николай Гумилёв, и так будем говорить мы, если вдруг жизненные неудачи прижмут нас к стенке и сил отбиваться не останется.

А всё же мой друг с его слезами на Рождество… Пожалуй, ближе к Богу был, чем многие-многие из нас, спешащие с гусями и консервированным горошком с рынка. «Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, — а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе», — говорил светлый батюшка Алексий (Мечёв). Именно так, на пределе внутренних сил, в минуты тяжёлые и мрачные, человек способен обнажить нервы своей души, закричать: «Господи, я тут, я умираю, помоги мне!», обратиться всем сердцем и умом к Создателю.

Мы, не переживающие в это Рождество таких испытаний, давайте будем горячее молиться, внимательнее следить за своими поступками, с большей радостью помогать нуждающимся и серьёзнее относиться к жизни и Богу. «Как ни тяжёл крест, который несёт человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца», — говорил святой Амвросий Оптинский. Поэтому нам ли расслабляться? Вперёд, работать над собой, и просить у Бога исцеления от греха.

Христос родился! С праздником!

Новости по теме

«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»
Публикации 25 августа 2024
«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»

В то время, как Он молился, лодка с апостолами оказалась в эпицентре страшной бури. Господь видя, что ученики в опасности, пошел к ним по воде, как по суши. Ученики, увидев Его, идущего по бушующим волнам среди разъяренного ветра, подумали, что это призрак и закричали.

От Преображения Господа к преображению души
Публикации 18 августа 2024
От Преображения Господа к преображению души

19 августа Православная Церковь будет отмечать светлый праздник — Преображение Господне. В этот двунадесятый праздник мы вспоминаем евангельское событие на горе Фавор, когда Господь явился перед Своими учениками преображенным — блистающим в силе и славе.

Небеса совсем рядом
Публикации 13 июня 2024
Небеса совсем рядом

Вознесение Господне, как никакой другой двунадесятый праздник Церкви, говорит о настоящем предназначении человека — о самом верном ответе на вопрос, который ищут люди порой всю свою жизнь, а некоторые так и не находят. Для чего мы живём?

Суеверия — ложная вера
Публикации 17 мая 2024
Суеверия — ложная вера

К сожалению, в церковном обществе издревле и по сей день сохраняется такая прискорбная вещь, как суеверия. Что же это такое?