Наступило долгожданное Рождество. Украшенные еловыми ветками храмы распахнули свои двери прихожанам и «захожанам», таинственным мерцанием гирлянд манит детишек вертеп в дальнем углу, морозец вместе со скрипучим снежком и большими звёздами как бы говорит нам — я такой же, как и во времена шмелёвского «Лета Господня», и в годы Сергия Радонежского, и ещё раньше и раньше… Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания!
В день праздника, который являет нам событие, с ног на голову перевернувшее мир, вспоминается мне близкий друг. В минуту откровения он рассказал мне про одно своё Рождество. В ту ночь, побывав на службе, выдержав многонедельный пост, вступив в ослепительной радостью сияющий праздник, этот мой друг горько и безутешно рыдал.
Почему? Причина, в принципе, проста — личная драма, расставание с любимой девушкой. И такие глубокие переживания, безусловно, оправданы, и совсем не удивительны. Вопрос в другом. Для чего же тогда рождался Христос, если в нашем мире до сих пор столько горя, если Земля так и осталась, по меткому выражению отца Андрея Ткачёва, «заплаканным местом»?
Ответ на этот вопрос насколько избит и банален, настолько и важен для постоянного осмысления. Ведь мы с вами каждый день падаем в уныние. Каждый день мы проживаем мелко, склочно и противно — так, если бы Христос и вправду не рождался. Мы ссоримся с родными из-за пролитого на ковёр стакана молока; мы переживаем за банку горчицы, купленную в супермаркете на десять рублей дороже, чем такая же на рынке; мы упорно отказываемся верить Эльдару Рязанову, что у природы нет плохой погоды, и ругаемся на гололёд, туман, снег, мороз и проч.; мы не хотим утром вылезать из-под нагретого одеяла и ничуть не радуемся вслед за Пушкиным «дню чудесному»; мы готовы сутками спорить с сослуживцами из-за того, что нам несправедливо сделали замечание, и вот мы без зазрения совести доказываем свою правоту, напрочь забыв, что вообще-то Бог две тысячи лет назад стал Человеком, чтобы человек мог стать богом… Куда там. Нам не до этих ваших высокопарных мыслей.
В общем-то, слёзы на праздник — из того же разряда, и хоть их причина более уважительная, тем не менее, уныние и тоска — показатель нашей слабой пока что веры. Вслед за Людмилой Прокофьевной Калугиной из «Служебного романа» нам впору воскликнуть: «Дело даже не в этом, а в том, что я вам не верю! Ну не верю…».
Вот так вот мы не верим Господу. Сами не знаем, почему, а не верим. Вроде бы понимаем, что плакать не из-за чего, ведь над головой — Бог, Который нас любит, и специально посылает скорби и неприятности, чтобы полечить наши больные души, чтобы дать шанс искренне обратиться к Себе, чтобы через горнило испытаний и трудностей мы смогли пройти и выйти победителями, чтобы за тёмной ночью, наконец, наступил рассвет, и радость…
Знаем и то, что далеко нам до праведного Иова, и в скорбях своих чаще всего напрямую виноваты мы сами, могли бы, будь твёрже и внимательнее, избежать их… Как говорил другой мой товарищ, если со скоростью 200 километров в час несёшься по встречной полосе, не надо потом спрашивать у Бога, где Он был, и за что тебе такое наказание. Сами суём пальцы в розетку и учимся не на чужих, а на своих ошибках.
Господь приходит в мир. Он приходит на эту заплаканную Землю не для того, чтобы по-царски прожить здесь жизнь и величественно совершить дело спасения. Он умрёт молодым, и убьём Его мы с вами. Он будет скитаться по городам, не имея, куда голову приклонить. Он будет кровавыми слезами плакать в Гефсимании, покуда друзья крепко спят. В ужасных страданиях на Кресте, приняв на Себя все грехи человечества, Он вдруг — безгрешный — почувствует Сам, что такое — оторванность от Бога, которую в разбавленной мере чувствует каждый грешник. «Боже Мой, Боже Мой! Зачем ты Меня оставил?» — закричит Иисус Христос, и никому из нас никогда в жизни не понять скорбь и страдания Богочеловека на Земле.
Вот для чего родился Спаситель. Всё Он прошёл, все наши болезни и искушения, борьбу и немощи, печали и разлуку. Став человеком, Он изменил нас с вами, обновил изнутри. Осветил всё то, что раньше казалось таким безнадёжным. Ошибки и падения, богооставленность и голод, одиночество и предательство — это всё Христос осветил и освятил Собой. Теперь даже страшная смерть — и та другая, и та теперь побеждена, и в ней мы можем найти Христа, а найдя, успокоиться и возрадоваться.
Христос родился в мир, и в мире не прекратились болезни, голод, войны и убийства; у каждого из нас не перестали происходить неудачи и разочарования. Но Христос пришёл, чтобы изменить наше отношение ко всему этому. Он научил нас, как не делать зло, и дал силы, чтобы изменять себя к лучшему. А что до бед и напастей, приходящих снаружи, то снова и снова говорит Он каждому: «От Меня это было». А если от Него, то не надо отчаиваться. Не надо.
Всё, что ни произошло с вами, всё Он видит, всё знает. Плачьте и молитесь, изливайте свою боль перед Ним, просите, чтобы Он помог вам дотерпеть до конца, выпить чашу испытаний до дна и не возроптать, просите сил, чтобы вести себя так, как подобает настоящему христианину. И всегда взирайте на икону Рождества — на Бога, пришедшего с Неба к нам, знающего всё, что Его ждёт, и всё равно пришедшего. Если Он ради тебя и меня сделал это, то как можно малодушествовать, и в пучине боли верить не Его божественной любви, а своим страхам и переживаниям?
«Ничего я в жизни не пойму, лишь шепчу: "Пусть плохо мне приходится, было хуже Богу моему, и больнее было Богородице"». Так говорит Николай Гумилёв, и так будем говорить мы, если вдруг жизненные неудачи прижмут нас к стенке и сил отбиваться не останется.
А всё же мой друг с его слезами на Рождество… Пожалуй, ближе к Богу был, чем многие-многие из нас, спешащие с гусями и консервированным горошком с рынка. «Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, — а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе», — говорил светлый батюшка Алексий (Мечёв). Именно так, на пределе внутренних сил, в минуты тяжёлые и мрачные, человек способен обнажить нервы своей души, закричать: «Господи, я тут, я умираю, помоги мне!», обратиться всем сердцем и умом к Создателю.
Мы, не переживающие в это Рождество таких испытаний, давайте будем горячее молиться, внимательнее следить за своими поступками, с большей радостью помогать нуждающимся и серьёзнее относиться к жизни и Богу. «Как ни тяжёл крест, который несёт человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца», — говорил святой Амвросий Оптинский. Поэтому нам ли расслабляться? Вперёд, работать над собой, и просить у Бога исцеления от греха.
Христос родился! С праздником!