Второй воскресный день Великого поста посвящён памяти святителя Григория Паламы — одного из великих учителей молитвы, жившего на рубеже XIII-XIV столетий.
Исихазм, Исусова молитва, молитва умная, молитва сердечная — всё это накрепко связано с именем святителя Григория. Также с именем этого подвижника и учителя Церкви связаны богословские споры о природе Фаворского Света — того самого, что видели ученики Христовы во день Преображения Господа на горе Фавор. И вот этот древний богословский диспут очень важен для понимания того, чем так важно учение святителя Григория, что в честь него именуется один из воскресных дней Великого поста — самого ответственного с духовной точки зрения времени в Церковном календаре.
Святитель Григорий, будучи на Афоне, стал практиковать сосредоточенную молитву — умное делание, которое тогда только начали усваивать для себя святогорские монахи. Результатом же этого молитвенного делания у особо усердных подвижников становилось созерцание духовным взором Фаворского света и сопереживание единения с Богом — так, как это было описано в Евангельской истории о Преображении.
Делатели такой умной молитвы стали именоваться исихастами, а учение их назвали Исихазмом, что переводится как «безмолвие». Отбрасывая всю мирскую суету, погружая таким образом свой ум в полное молчание и тишину, исихасты в этой тишине достигали путём своей молитвы действительного соединения с Богом уже здесь на земле. Именно это учение богословски обосновал и оформил святитель Григорий, когда исихастов начались нападки тех, кто считал их духовные озарения ересью.
Враги святителя доказывали, что раз невозможно постичь человеку существо Божие, то и свет, который видели монахи во время своей молитвы, был тварным, не имеющим к существу Божию отношения. Святитель же Григорий в своих трудах доказал, что, хотя Бог и не постижим, но Божественная энергия, которая является частью Божественной природы, которая пронизывает весь мир, доступна для восприятия ведущему серьёзную духовную жизнь человеку в виде нетварного Фаворского света.
Иными словами, спор состоял в том: соединяет молитва человека с Богом, или — нет? Может ли молящийся человек встретиться Богом, или это невозможно? Важно отметить, что Церковь однозначно ответила на эти вопросы: именно Григорий Палама и исихасты были правы, именно их учение признано верным. Правоту первых исихастов на практике подтвердили и многие (древние и жившие совсем недавно) знаменитые подвижники умной Иисусовой молитвы.
Для чего же Церковь установила чтить память святителя Григория и его учения Великим постом? Безусловно, всё дело в том, что это учение о молитве — о том, что такое и какой должна быть истинная, живая молитва, к каким высотам она может вывести человека. Святитель Григорий оставил нам свои труды, из которых мы можем почерпнуть знания о его учении; целая плеяда последующих делателей Иисусовой молитвы также оставила нам бесценные сведения о том, как нам должно молиться. И вот сегодня, во второе воскресенье Великой Четыредесятницы, Церковь призывает нас через память о святителе Григории Паламе именно к молитве, к размышлению о том, какое место она должна занимать в нашей жизни, к работе над её совершенствованием. И да поможет нам в этих трудах Господь!