Обратим свой взор на ветхозаветную Пасху, которую отмечали евреи в воспоминание Исхода из Египта. Центральным событием праздника является ритуальная трапеза, во время которой вкушают запеченного на углях агнца, пресный хлеб и горькие травы. Бесквасные хлебы, или опресноки, служат у иудеев напоминанием о той спешности, с которой их предки некогда покидали Египет. Горькие травы воскрешают воспоминание о жестоких страданиях рабства.
За трапезой полагалось испить две чаши вина: одну в начале трапезы, другую — в конце. Торжество завершалось пением особых псалмов, содержащих благодарение Богу. Благословлял трапезу глава семейства. Господь, в нарушение традиции, совершил в начале трапезы то, что обычно делали рабы или слуги: стал Сам умывать ноги ученикам. Дан не только апостолам, но всем нам урок смирения, свидетельствующий о том, что всякий труд во имя и во благо другого человека отмечен благословением Божиим и нравственно оправдан.
Как часто нам не хватает сил сместить в сторону свой эгоизм по отношению к другим людям, обуздать свои страсти, желания во имя другого человека. На столе агнец для вкушения. Зачем? Принося жертву, тогда считали, что закалаемое животное становится собственностью Бога, и потому прикосновение к этой жертве, а тем более ее вкушение, означало для них вхождение в непосредственное общение с Богом.
Спаситель, совершая Пасху в обществе учеников, дважды отошел от принятого ритуала: когда смиренно умыл ноги ученикам и когда вложил совершенно новый смысл в те благословения, которые традиционно произносились перед вкушением хлеба и вина. Взяв в руки хлеб и подавая его ученикам, Господь произнес удивительные слова: «… примите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26).
А в заключение Вечери, когда полагалось испить последнюю чашу с традиционным благословением, Спаситель вновь отступил от всем известного обычая и, взяв чашу, произнес: «… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:27-28).
Эти таинственные слова Спасителя означали, что Он Сам есть Агнец, Пасхальная Жертва Богу. Он — «новая Пасха». Он — Жертва Живая, взявший на себя грехи мира. Действие Спасителя за этой пасхальной встречей было таинственным, до конца не понятным ученикам. Поэтому в христианском Предании эта трапеза и именуется Тайной Вечерей. Лишь потом ученики поняли великий смысл нового Таинства и смысл слов Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:41,54-56). Как тогда, так и по сей день в Таинстве Святого Причащения мы постоянно приобщаемся великой Жертве Спасения.
И ещё в этот вечер, обращаясь к ученикам, Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34-35). Вот краеугольный камень, положенный в основу всей системы нравственных и духовных законов, по которым должно жить человечество.
Однако каждому из нас известно, сколь непросто любить той любовью, к которой призывает нас Господь. Откуда черпать внутреннюю силу для заповеданной любви? Спаситель даёт ответ: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин.14:1). Итак, с верой в Бога всё возможно. Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них? — Ничто. Порой — могилы; чаще — чистое поле…
А Христос? Христос никакой силы, никакой власти не проявил. Он многое мог, но Ему не нужна была мирская власть. Он пришёл в мир для другой цели: спасти погибающих, дать жизнь вечную. Его судили те, кого Он создал. Он вел себя непонятно перед лицом непонимающих Его. «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Что добавить к этим словам церковного песнопения?
Выйдя из Сионской горницы, сказав последнее слово к ученикам, Господь идёт на искупление наших грехов…