Успенский пост — один из четырёх многодневных постов Православной Церкви, и самый короткий из них (всего две недели!), и предваряет он самый последний праздник церковного календаря — Успение Пресвятой Богородицы.
Стоит обратить внимание, что череду самых главных православных двунадесятых праздников открывает Рождество Божией Матери, а закрывает праздник в честь Её Успения. И в этом, как и везде в Православии, видится особая любовь Церкви к Той, кто родила Спасителя — к Той, через кого Спаситель вошёл в мир. Ведь действительно, от согласия Девы Марии стать Матерью Божией в день Благовещения зависела судьба человечества, и тогда Она приняла Благовестие Архангела Гавриила от лица всех людей.
Жизни Царицы Небесной в Евангелии уделено не так уж много места, и в этом различные сектанты видят повод особо Её не почитать. Но как может человек любящий Господа не любить Ту, благодаря Которой Он появился на свет?! Как можно, зная слова Христа о том, что только чистые сердцем узрят Бога, не благоговеть перед Той, кто Бога не просто узрел, но принял в Себя — так, как никто — ни до, ни после?! Да, тысячи доводов подберет иной «книжник», чтобы поспорить с православными христианами по этому вопросу, но для православных-то всё очевидно — не может истинно христианская душа не любить, не почитать Божию Матерь. Он родила Господа, следовала за Ним всю Его земную жизнь, была у Его Креста, погребала Его тело. И вот, как говорит Предание, вновь является Ей Архангел Гавриил, чтобы возвестить об окончании Её земного пути и скорой встреч с любимым Сыном. Постом и молитвой готовится Пресвятая наша Владычица Богородица к отшествию в иной мир. Все апостолы окружают Её в последний час, и великой тайно окутано Её Успение…
Нынешним постом Церковь ещё раз напоминает нам, сколь важна Божия Матерь для нашего Спасения, и сколь важен пример Её жизни для всякого, кто это Спасение ищет. Ведь Она по рождению своему была обычным человеком, и та чистота, позволившая Ей стать превыше всех святых и всех ангелов, явилась плодом духовных трудов её праведных родителей и Её самой. Мы вспоминаем Её чистоту, смирение, скромность, любовь, и отшествие к Богу, которое ясно показывает, что телесная смерть для истинного христианина является лишь переходом к вечной жизни с Господом.
Будем же в это краткое время Успенского поста стараться максимально приблизиться (хоть в чём-то, хот отдалённо) к тому идеалу, который явила Божия Матерь, и да поможет Она нам в этом Своими святыми молитвами.