История Свияжского Макарьевского монастыря

1997
Фото

Первые монастырский храм появился на этом месте в середине XVII века. Однако духовное рождение монастыря случилось гораздо ранее при необычных обстоятельствах. Предлагаем к прочтению историческую статью одного из бывших насельников обители — иеромонаха Вадима (Чинилкина).

В 1439 году войска хана Улу-Махмета напали на обитель Пресвятой Троицы, основанную преподобным Макарием у Желтоводского озера. Монастырь был сожжен, братия погибла под мечами варваров, а 90-летний старец Макарий отведен в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников» [14, 67] (в квадратных скобках указаны ссылки на источники из списка в конце, первая цифра — номер источника, вторая — номер страницы в источнике).

Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Бог, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 40 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха [5, 173], но и для устройства на нем монастыря. Площадь находится на возвышенности, с трех сторон защищена от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6, 33), великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но не долго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца.

На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошел ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…

После взятия Казани благоверным царем Иоанном Васильевичем Грозным окрестности ее озарились светом Христовым. Пришло время исполниться завещанию старца. В первой половине XVII века на крутой берег устья реки Свияги пришел из Унженской обители схимонах Исаия. К тому времени преподобный Макарий был прославлен в лике святых. И его икона, принесенная унженским иноком, стала хоругвью, под которой начало собираться воинство Христово.

Схимонах Исаия с благоговением возносил молитвы к Богу, зная, что молитва — основа монастыря. Жители окрестных селений оказывали благочестивому иноку особенную любовь и уважение. А когда добрый подвижник преставился ко Господу, над его могилой поставили позлащенную гробницу. В библиотеке Макарьевской пустыни хранилась заметка, сделанная на одной из богослужебных книг: «В лето 7169 (1661) в Декабре 10 дня преставился раб Божий монах схимник Исаия, затворник пустыни Макария чудотворца на устье реки Свияги».

Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня, именно в этот великий праздник преподобный Макарий получил свободу. Вначале храм был деревянный, а в 1691 году его сменил каменный. В ризнице Макарьевской пустыни хранился святой антиминс из Вознесенской церкви, в 1703 году подписанный блаженнейшим Тихоном III митрополитом Казанским и Свияжским. В трапезной части этого храма был установлен предел во имя преподобного Макария Желтоводского. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года видно, что в пустыни существовала ещё одна церковь во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, находившаяся на вратах.

В обитель преподобного Макария в 1693 году под церковную епитимью был прислан Арсений, епископ Андрусский. Он был «за некая приключшаяся обстояния» Святейшим Досифеем II Патриархом Иерусалимским отлучен. Прожив остаток жизни в покаянии в Макарьевской пустыне, владыка Арсений скончался 14 апреля 1706 года. Погребен он был в Спасо-Преображенском монастыре, который находился в Казанском кремле. По просьбе митрополита Тихона III почившего разрешили от клятвы. Грамота о разрешении с подписями Константинопольского Патриарха и еще одиннадцати архиереев положена в гроб, а перевод с греческого языка — в ризницу казанского митрополита.

В 1764 году вышел указ о секуляризации церковных владений. Макарьевская пустынь не вошла ни в число штатных, ни даже заштатных монастырей. Ее приписали Свияжскому Богородице-Успенскому монастырю, священники которого и совершали поочередно богослужение, поскольку в обители святого Макария погребали монашествующих Свияжских монастырей, как мужского, так и женского. Близ пустыни находится кладбище, где хоронят жителей города Свияжск. Начало кладбища относят к XVI веку.

Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский, в 1796 году начал просить Святейший Синод внести Макарьевскую пустынь в число семи монастырей Казанской епархии, оставленных на своем содержании. Дело тянулось. Но в 1798 году проплывавшему в Казань по Волге императору Павлу Петровичу очень понравилось красивое местоположение Макарьевской обители, и он изъявил желание о ее воссоздании. Прошение архиепископа Амвросия было утверждено, Свияжская подгородная Макарьевская пустынь сделана самостоятельною, и на ее содержание ассигновано 300 рублей. Обитель получила в надел «100 десятин пахотной, под лесом и луговой земли» [15, 533].

Возобновленная пустынь опять подверглась испытаниям. В 1800 году все кельи ее сгорели. У погорельцев пытались отнять имущество завистливые соседи, «которым было неприятно видеть пустынь, хотя немного обеспеченною щедротами монаршими» [9, 10]. Иноки были лишены возможности пользоваться своими землями и рыбными ловлями более 11 лет. Рогатый скот продали, а избу со скотного двора перенесли в пустынь и устроили из нее кельи. Но и их поглотила огненная стихия в 1829 году.

Скорбящим инокам Господь подал утешение. Судебный процесс завершился в пользу Макарьевской пустыни. На взысканные с корыстолюбивых людей деньги в 1830 году построили дом в два этажа. Нижний этаж сделали каменным, а верхний — деревянным. В доме были кельи, кухня и трапезная.

В Макарьевской пустыни настоятельство было сначала строительское, митрополит Тихон III учредил здесь игуменство, после возобновления обители для управления ею вновь назначены строители. По указу Святейшего Синода 1798 года в пустыни преподобного Макария положено быть: строителю одному, иеромонахам 2, иеродиакону 1, монаху 1 и 2 послушникам.

В храме во имя Вознесения Господня богослужения прекратились. Так как со временем он пришел в аварийное состояние, стены потрескались, и связи в нем разорвались. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Казанского и Свияжского, возобновлением церкви занялся строитель иеромонах Антоний.

Значительные пожертвования на богоугодное дело внесли Н.И. Саврасова и казанский помещик Е.А. Лебедев. В храме поставили 3 престола: на втором холодном этаже — во имя Вознесения Господня, а на первом теплом этаже — в честь иконы Божией Матери «Отрада» («Утешение») Ватопедской и во имя преподобного Макария Желтоводского. При церкви возвели колокольню. Обновленный храм освятили в 1839 году.

Архиепископ Владимир после управления Казанской епархией хотел поселиться в Макарьевской пустыни, поэтому в обители в 1847 году по созданному владыкой плану, под его наблюдением, был построен дом в два этажа. Средства были выделены из архиерейского дома. Руководил работами строитель иеромонах Виталий (бывший эконом архиерейского дома).

На этом забота о благолепии пустыни не прекратилась. В 1866 году была освящена новая церковь, каменная, теплая, трехпрестольная: главный престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; на правой стороне — во имя святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского; на левой — во имя Всех святых. Начал ее возводить строитель иеромонах Мартиниан (Муратовский), но в 1861 году он был переведен в Иркутский Вознесенский монастырь. Заканчивал строительство иеромонах Александр. При этом храме построили корпус в два этажа, в нижнем этаже устроили братские кельи, а в верхнем разместился настоятель.

В новый храм Пресвятой Богородицы в год освящения были пожертвованы помещицей Лихачевой 2 древние иконы: Нерукотворный образ Спасителя и Божией Матери «Толгская». Иконы, украшенные вызолоченными серебряными ризами, висели на столпах. В 1887 году в сводах арок этого храма написали иконы двунадесятых праздников, а всего в церкви было сделано 36 священных изображений. Для отопления храма была устроена амосовская печь.

Иконы в храме Вознесения Господня были древнего письма. Особо почитались две из них: преподобного Макария чудотворца, принесенная схимонахом Исаией (ее облачили в серебряную ризу) и Божией Матери «Отрада» («Утешение») Ватопедская (серебряная риза которой была украшена жемчугом и камнями), привезенная со святой горы Афон.

В середине XIX века в дар Макарьевской пустыни от Афона был прислан большой образ святого великомученика Пантелеимона с частицей его цельбоносных мощей «и с законным об этом свидетельством» [6, 177]. В Казанской епархии в то время больше нигде не было подобной святыни. Поэтому богомольцы во множестве стекались к ней, прося у Целителя здравия.

Настоятель игумен Димитрий не забывал и про паломников. И в 1888 году выстроил странноприимный дом с мезонином. Деревянный дом, покрытый железом, был снабжен всем необходимым. Через год, вместо двух домов в два этажа, был построен каменный двухэтажный корпус. В нем нашлось место как для 12 братских келий, так и для кухни с трапезной.

В 1892 году над источником ключевой воды построена деревянная часовня. В положенные церковным уставом дни к ней совершались крестные ходы и происходило освящение воды.

Украшением монастырской звонницы стал колокол в 210 пудов. Его в 1894 году приобрели как на средства обители, так и на благотворительные взносы.

В конце XIX века получены из казны пахотные земли, лес и мукомольная мельница. Еще пустынь приобрела на свои средства лес, пахотные и луговые земли. В это же время сложили 111-метровую каменную ограду, поскольку пустынь необходимо защищать от оползней.

В 1898 году настоятелем Макарьевской пустыни стал иеромонах Серафим (Павлиненко) [15, 534], впоследствии игумен. 17 декабря 1900 года Преосвященный Алексий, епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, вручил игумену Серафиму жезл. Вручая его, владыка Алексий произнес проникновенную речь:

«Всечестный отец игумен Серафим! В знамение духовного правления, к которому ты призван сегодня, вручается тебе жезл сей. Помни, брат, что подобно святому пророку и вождю еврейского народа Моисею, и ты приемлешь жезл сей не от человека, а от Самого Бога, приемлешь для того, чтобы врученную тебе вместе с сим жезлом братию вести от рабства греховного в страну духовной свободы, к обетованному Царству Небесному. Помни, что тебе дается не жезл властительства мирского, не жезл ярости и биения, чтобы ты горделиво возносился над врученной тебе братиею или жестоко с нею обходился: нет, жезл сей — знак отеческого попечения за твоими духовными чадами, знак терпеливого ухода за немощным согрешающим братом, знак умелого управления врученным тебе кораблем монастырским, знак истинного пастырства Христова, а не наемничества. Опираясь на жезл сей, утверждай братию в житии их монашеском, прежде всего, примером собственной святой жизни, чтобы в день Суда мог ты непостыдно сказать пред Богом: “Се аз — недостойный игумен, а вот духовные дети мои, которых ты дал мне, Господи. Аминь”» [7, 12-13].

В воскресенье 7 июля 1902 года пустынь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В ней он отслужил Божественную литургию, произнес проповедь. «Из Свияжска и деревень узнавшие, к концу литургии наполнили церковь» [8, 682-683]. Отец Иоанн после трапезы благословил братию и богомольцев. Затем отправился дальше на пароходе вниз по Свияге и по Волге.

В Макарьевской обители в 1904 году проживало 37 человек: и. д. настоятеля иеромонах Антоний (Чугунов), еще 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 7 монахов и 20 послушников [16, 757-759]. Свержение царя и его убийство было следствием отступления российского народа от Бога. После революции православные монастыри подверглись грабежу, осквернению и уничтожению. Новым людям ни Бог, ни совесть были не нужны. В сентябре 1918 года красноармейцы разграбили Макарьевскую пустынь.

В советский период, с 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь.

К концу XX века то, что осталось от зданий некогда благолепной пустыни, вернули Церкви. Сохранились стены. Рамы, двери, полы и крыши были уничтожены пожаром в 1989 году или унесены «предприимчивыми» людьми.

1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня. Начался новый период в истории монастыря.

Прекрасный вид Макарьевского монастыря напоминает земным странникам, взирающим на него, о нетленной красоте Небесного Града (Откр. 21, 10). И не смотря на то, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф.7, 13), не только в былые времена, но и в XXI веке есть люди, желающие «употребить все время свое, все силы тела и души на богоугождение» [4, 464]. Да поможет им Бог Своею благодатью идти путем спасения молитвами преподобного отца нашего Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца.

Источники и литература:

1. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей.Т.2.- М.: Изд. Отд. Моск. Патр.,1993.

2. Венедикт (Кулешов),иеромон. Житие преподобноисповедника Александра.- Саранск,2005.

3. Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви.- М.: Сретен. монастырь, 2004.

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Т.I.-- М.: Сретен. монастырь, 1996.

5. Известия по Казанской епархии, издаваемые при КДА, на 1873 г.- Казань, 1873.

6. Известия по Казанской епархии, издаваемые при КДА, на 1898 г.- Казань, 1898.

7. Известия по Казанской епархии, издаваемые при КДА, на 1901 г.- Казань, 1901.

8. Известия по Казанской епархии, издаваемые при КДА, на 1902 г.- Казань, 1902.

9. Малов Е., прот. Свияжская подгородная Макарьевская пустынь.- Казань: Тип. насл. М. А. Чирковой, 1897.

10. Православный церковный календарь.- М.: Изд. совет РПЦ, 2005.

11. Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь.- М.: Православ. Энцикл.,2000.

12. Православная Энциклопедия. Т.I.- М.: Православ. Эникл.,2000.

13. Рощектаев А.В. История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе города Казани.- Казань: Русич, 2004.

14. Рябов А.Н. Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский чудотворец.- Н-. Новгород: Общество Интелсервис, 2002.

15. Справочная книга для Казанской епархии 1900 г./ Сост. Г.К. Богословский.- Казань,1900.

16. Справочная книга для казанской епархии 1904 г./Изд. Казан. Духов. Консистории. — Казань: Тип. А.М. Петрова, 1904.

Список известных настоятелей Макарьевской пустыни до 1917 года

  1. Игумен Феодосий Муравей, 1668 г.
  2. Строитель Адриан, 1672 г.
  3. Соломон, 1685 г.
  4. Никодим, 1700 г.
  5. Игумен Максим, 1736 г.
  6. Ефрем, 1737 г.
  7. Архимандрит Варлаам, 1745 г.
  8. Строитель иеромонах Николай, 1800-1804 гг.
  9. Иларий, 1807-1808гг.
  10. Управлял пустынью казначей Свияжского Богородицкого монастыря Иов, 1811 г.
  11. Строитель иером. Спиридон, 1812-1813гг.
  12. Иов, 1813 — 1816гг.
  13. Управлял пустынью Свияжского первоклассного Богородицкого монастыря наместник иером. Виталий, 1818-1819 гг.
  14. Строитель иеромон. Макарий, 1819-1824гг.
  15. Софроний, 1824-1825 гг.
  16. Иоасаф, 1826 г.
  17. Макарий, 1830-1833 гг. Вторично.
  18. Строитель игумен Антоний, 1833-1842 г.
  19. Иеромон. Виталий, 1842-1847 гг.
  20. Евгений, 1847-1848 гг.
  21. Игумен Гедеон, 1848 г.
  22. Иеромон. Евгений, 1849-1852 гг. Вторично.
  23. Елевферий, 1853-1854 гг.
  24. Игумен Герман, 1854-1856 гг.
  25. Иеромон. Мартиниан (Муратовский), 1856-1861 гг.
  26. Иеромон. Варсонофий, 1861-1864 гг.
  27. Александр,1864-1867 гг.
  28. Иеромон. Феоктист, с 1867 г. Убит 10 апреля 1869 г.
  29. Строитель иеромон. Виталий, 1869-1872 гг.
  30. Игумен Досифей, с 22 мая 1873г. до 18 августа 1880 г.
  31. И. д. настоятеля иеромон. Пимен, 1876-1877 гг.
  32. Управлял пустынью игумен Иоанно-Предтеченского монастыря Варсонофий, 1880-1881 гг.
  33. Временно управлял пустынью иеромон. Нил с 13 по 16 мая 1881 г.
  34. Архимандрит Герман (Целерицкий) с мая по сентябрь 1881 года. Переведен в Макарьевскую пустынь из Сан-Франциско (Алеутская епархия). По своему прошению уволен в Свияжский Богородицкий монастырь на иеромонашескую вакансию.
  35. Управлял пустынью иеромон. Казанского Феодоровского монастыря Варсонофий, 1881-1883 гг.
  36. Игумен Алексий, 1883-1887 гг.
  37. Димитрий, с 1887 г. [9, 16-19]
  38. Игумен Серафим (Павлиненко), 1898 г. [15, 534]
  39. И.д. настоятеля иеромон. Антоний (Чугунов), 1902 г. [16, 757]
  40. Игумен Сергий (Зайцев), 1906-1908 гг. [13, 253]
  41. Игумен Феодосий (Лузгин), до 1920 г. [3, 202]
  42. Игумен Александр (Уродов), с июля 1920 г. до 3 апреля 1922 года. [3,734],[2,41]

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани
Публикации 9 ноября 2024
Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года
Публикации 2 ноября 2024
Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой
Публикации 31 октября 2024
Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет
Публикации 29 августа 2024
Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»