В прошлой публикации мы говорили о том, что польза для усопших от их молитвенного поминовения несомненна, и переоценить эту пользу для них не возможно, ибо только молитвенное попечение об усопших может повлиять на их посмертную участь и приклонить к ним милосердие Божие. Но только этим не исчерпывается смысл молитв об упокоении, ведь пользу они приносят и тем, кто эти молитвы возносит — к нам, ныне живущим на земле.
Не секрет, что отношение к смерти у Церкви и у безбожного мира совершенно разное. Всё мирское, всё далёкое от Бога считает смерть окончанием бытия, и потому панически боится её. Ни что человеческое не чуждо и христианину, для которого сама по себе смерть тоже не является явлением привлекательным, ведь она пришла в мир исключительно из-за грехопадения первых людей, и Сам Христос пришёл в мир, чтобы смерть победить. Однако христианин знает, что человеческая жизнь, как учит Церковь, не заканчивается с завершением земного бытия, ведь душа бессмертна. Впереди у каждой души Суд Божий и Вечность. Потому и паники у верующего человека при мысли о смети быть не может, ведь смерть для христианина не конец, но важный рубеж, к которому нужно прийти готовым. И, если размышления о конечности жизни неверующего человека тяготят иной раз до глубочайшего уныния, то на истинного христианина они способны оказать, можно сказать, живительное действие.
Жизнь летит на огромной скорости, мирская суета отнимает силы и время, и о душе подумать человек порой не успевает. Но когда мы приходим, скажем, на панихиду, то невольно на время отбрасываем суету, задумываемся о конечности бытия, а там уже и о своей душе вспоминаем, и потихоньку оживаем духовно. Многие святые отмечают полезность размышлений на эту тему для человека, и сама Церковь даже в наших повседневных молитвах напоминает нам о том, что к переходу в Вечность нужно готовиться:
«При постоянном памятовании о смерти, о суде Божием, о блаженной или бедственной вечности сердечное отношение к земной жизни изменяется: человек начинает смотреть на себя как на странника на земле; залог холодности и равнодушия является в сердце его к земным предметам, все внимание его обращается к изучению и исполнению евангельских заповедей», — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
«Как мне не плакать, когда помышляю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние!» — говорится в покаянном каноне ко Господу Иисусу Христу.
«В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми» — говорим мы в ежедневной вечерней молитве, памятуя всё о той же вечной жизни.
«Кто достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни; тот может положить предел своим согрешениям» — пишет преподобный Исаак Сирин
Итак, ясно видно, сколь полезны молитвы об усопших и память смертная вообще для всякого христианина, ведь эта память действительно способна вылечить нас от суетливости, от всего преходящего, и направить наши мысли к жизни духовной — ко спасению.