Различным образом Благодать Божия изливается на христиан через Церковь, но есть у Неё особые средства, с помощью которых Благодать подаётся особенно изобильно. Речь идёт о семи великих Таинствах Церкви. И одно из таких Таинств — Соборование, или Елеосвящение.
Первое упоминание о Соборовании мы находим в тексте Священно Писания, а именно — в послании святого апостола Иакова:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14,15)
В этих словах апостола мы видим всю суть Таинства, призванного исцелять как душевные, так и телесные недуги. Но особым условием действенности Соборования, как видим, является вера — «Молитва веры исцелит болящего». Так и Господь в дни Своего земного служения, как правило, являл чудеса исцеления лишь там, где находил веру. Этот факт должен уберечь нас от отношения к Соборованию (да и к любому Таинству вообще), как к некой магии — Господь силен исцелить любой недуг, но подвиг веры человека тоже необходим в этом чуде. В этом соработничество человеческой воли с волей Божественной.
Кто же может приступить к Таинству Соборования? Только ли тяжело больной человек? На сей счёт существуют разные мнения, но совершенно очевидно, что речь в послании апостола Иакова идёт как о недугах телесных, так и недугах душевных — о грехах, которые зачастую являются причиной многих физических болезней.
Так говорит и преподобный Антоний Оптинский:
«Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире».
Так или иначе, мы знаем, что для исцеления от грехов христианам в первую очередь предназначается Таинство Исповеди, где человек сознательно в присутствии священника кается в своих прегрешениях. В этом, кстати, тоже мы видим соработничество Бога и человека. Таинство же Елеосвящения призвано в первую очередь именно исцелить болезнь, и не правильно было бы прийти на Соборовани с целью исцелиться от грехов, минуя исповедь. Речь же в послании апостола, как мы знаем из множества толкований, идёт о грехах забытых — о которых человек вспомнить не может (а не не хочет). Да, наша память иногда даёт сбои, и мы можем забыть грехи, которые следовало бы исповедовать, и которые, в свою очередь могут стать причиной наших недугов. Стоит ли ещё говорить в этом свете о том, как важно для нас Таинство Соборования?
Однако болезни могут быть разными. К примеру, тяжёлое уныние — не повод ли собороваться? Ведь в таком случае человек как бы говорит Богу: «Я унываю, помоги Господи — исцели душу мою!» И если с верою такая молитва возносится, то неужели Господь не исцелит такой душевный недуг? Писание говорит нам, что исцелит. И именно для подобных случаев, когда болезнь, казалось бы, не столь уж и тяжкая, чтобы звать домой священника, установилась благочестивая традиция: в дни многодневных постов всем желающих христианам прибегать к Благодати Таинства Соборования. Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин:
«Имейте ввиду, нигде не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божественного Промысла».
Стоит только отметить, что перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после совершения Таинства на ближайшей Божественной литургии причаститься.