10 июля 2022 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил великое освящение Покровского храма в селе Тюлячи (Тюлячинский район РТ). В настоящей статье расскажем об истории Покровской церкви районного центра Тюлячи, который в 2021 году отметил 250-летие со дня своего основания.
Материал подготовил иерей Алексей Павлов, настоятель Покровского храма села Тюлячи, преподаватель Казанской православной духовной семинарии. Автор выражает глубокую признательность краеведу Артуру Тумакову за предоставление и уточнение архивных данных необходимых для подготовки настоящей статьи.
Активист инициативного движения по возрождению церкви, староста прихода Петрова Зоя Михайловна
Уставшая и довольная Зоя Михайловна сидела на скамейке недалеко от выхода из храма. Она привыкла уходить последней, чтобы на следующей день возвратиться чуть забрезжит свет, открыть двери храма и зажечь лампадки. Именно с ее именем связано возрождение храма в Тюлячах, и вот уже десятилетие она является бессменным помощником настоятеля Покровской церкви.
— Как ты себя чувствуешь, спросил я у нее, — как тебе служба?
— У меня нет слов. Это был такой праздник, такой праздник!
Несмотря на то, что шла четвертая неделя Великого поста, этот день для верующих в Тюлячах действительно ощущался как праздник. 16 апреля 2021 года возможно впервые за сто лет в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Тюлячи служил архиерей.
История Покровского храма берет свое начало в начале XVIII века, когда на средства помещика Афанасия Григорьевича Скрипицына была построена первая деревянная церковь, отчего в архивных документах уже с XVIII века село значится «Покровское, Тюлячи тож»[1].
Каменный храм был построен в 1771 году на средства помещицы госпожи Надежды Михайловны Аристовой. Жители Тюлячей до сегодняшнего дня сохранили предание о том, что Надежда Михайловна построила храм в память о своем супруге, погибшем в боях русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Интересно, что во время архитектурной экспертизы, проводившейся в 2019 году, комиссия указала на нестандартные для храмовой архитектуры оконные проемы, характерные скорее для жилого дома. Вполне могло быть и так, что добродетельная вдова не строила храм «с нуля», а отдала свой каменный дом для перестройки его под новую церковь. Конечно, эта версия пока так и остается догадкой.
Покровский храм до революции считался небогатым, но вполне обеспеченным. В архивном фонде Казанской духовной консистории в клировых ведомостях церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Тюлячи Лаишевского уезда Казанской губернии за 1906, 1909 годы значится: «Здание (храма) каменное, с такой же в одной связи с колокольней, крепкое; весь храм теплый; ограда вокруг церкви каменная с деревянной на ней решеткой. Иконостас в главном храме двухъярусный, в пределах одноярусные. Утварью церковь снабжена достаточно. Причт на основании указа Святейшего Синода от 4 марта 1885 года №3 должен состоять из священника и псаломщика, на лицо состояли священник и псаломщик»[2].
Как и до закрытия в советский период, так и на сегодняшний день храм состоит из трех престолов. Главный — в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1771 году); и два в приделах — с правой стороны — во имя св. Николая Мирликийского (освящен в 1778 году); с левой — во имя иконы Божией Матери «Троеручица» (освящен 1802 году)[3].
В 1870 году в селе Тюлячи приехал человек, сыгравший ключевую роль в становлении духовной жизни села — священник Владимир Сергеевич Арский. Он был переведен в Покровскую церковь села Тюлячи из Христорождественского храма села Изгары Чистопольского уезда — самого первого места своего священнического служения. Горячий поборник народного просвещения, депутат окружного учительского съезда от духовенства в 1865—1867 годах, он первым в 1866 году открыл частную школу в селе Изгары.
Если задуматься, то что стоит за открытием школы? Архивные материалы говорят о том, что очень многое. Это и уговоры местных жителей в необходимости существования школы, а, следовательно, и ее содержания, поиск благодетелей, бесчисленное количество писем в различные инстанции, решение вопросов с размещением учеников и учителей и снова поиск средств на зарплаты и учебные пособия[4]. К слову сказать, все это отец Владимир совмещал еще и с преподаванием Закона Божия. Поэтому, когда в 1870 году священник добился от земства принятия школы в свое ведомство[5], он, несомненно выдохнул, но как оказалось ненадолго.
По приезде в Тюлячи, отец Владимир обнаружил, что и на новом месте служения также необходимо создание учебного заведения. И спустя три года земская школа в Тюлячах была открыта. С 1873 и вплоть до 1880-х годов она размещалась в наемной избе. А затем на средства приходского попечительства (то есть стараниями священника Владимира Арского) и пожертвования арской мещанки Екатерины Чумаковой[6] для нее было выстроено специальное здание с двумя классными комнатами и квартирой учительницы.
В первые годы в новооткрытой школе все занятия вел сам священник Владимир Арский, получая от земства скромное пособие.
В 1879 году в школу была назначена специальная учительница — Людмила Павловна Павлова (в замужестве Ветошина), окончившая Казанскую земскую школу для образования народных учительниц и проработавшая в тюлячинской школе до ноября 1884 года.
Отец Владимир Арский также оставался в школе законоучителем до августа 1884 года[7].
В 1883 гдоу в помощь учительнице была назначена Лидия Александровна Астафьева, закончившая Чистопольскую гимназию. Она проработала в Тюлячинской земской школе больше десяти лет вместе с Юлией Александровной Филимоновой, которая закончила Казанскую Ксениинскую гимназию и сменила Людмилу Павловну Ветошину.
В 1908—1909 годы в школе обучалось 34 мальчика и 8 девочек. Учительницей состояла вдова священника Мария Ивановна Меркурьева, помощником учительницы — сын священника Иван Семенович Жемчужников. Законоучителем священник Сергей Софотеров.
Еще один факт, связанный с деятельностью и служением священника Владимира Арского, это ведение дела по перестройке деревянной церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя на каменном фундаменте в селе Ачи от 19 марта 1876 года, а через несколько лет, 30 июня 1880 года, Владимир Арский принял участие в торжестве освящения обновленного храма в селе Ачи. Наличие этого проекта в архивных фондах, относящихся к истории Покровской церкви, говорит о том, что Ачинский храм являлся приписным к Покровской церкви села Тюлячи, что подтверждается и архивными данными за 1870-ые годы.
Вообще, к началу XX века приход обладал довольно обширными владениями — около 30 гектаров пахотной и 3 гектара луговой земли. Кроме земли Покровской церкви принадлежали 18 зданий (церковно-причтовый дом, деревянная погребница, сарай деревянный, соединенные воедино деревянная конюшня и скотная изба, два деревянных хлева, две деревянных конюшни, два деревянных навеса, два деревянных каретника, два деревянных амбара, деревянный одноэтажный дом, деревянная церковная сторожка).
Коренным образом ситуация изменилось после революции. Начиная с 1929 году под лозунгами коллективизации и антирелигиозной борьбы в стране советов началось мощное движение по уничтожению храмов. Согласно архивным данным, дело о закрытии тюлячинской церкви датировано маем-июнем 1939 года[8].
Ранним утром к стенам церкви стали съезжаться трактора, пригнанные с комбината. О том, что «аварийный» храм будут «перестраивать» в селе знали заранее. Уже месяц как представитель обкома ходил по домам, агитируя «товарищей» отнестись к этому спокойно и, как говорится, без лишнего шума.
Кто-то поддался на уговоры сразу, кого-то удалось соблазнить «теплым местом» на фабрике, многих сломали угрозами физических и моральных последствий. Однако с бабушками и дедушками, которым кроме Бога и Церкви терять было нечего, у представителей обкома разговор не клеился. Эти «темные и дремучие» люди каждую ночь несли вахту возле храма. И когда свет тракторных фар только мелькнул в конце села, тревожный набат пробил предрассветную тишину.
Техника приблизилась к храму и замерла. Возле святыни сцепившись уже стояли местные жители. Людей оттаскивали несколько раз, но верующие вновь прорывались к родной церкви и ложились под гусеницы...
Купол храма стаскивали тросами, после чего взялись за колокольню. «Аварийная» колокольня поддалась не сразу, здание стояло крепко. Несколько смельчаков поднялись на самый верх и стали снимать колокол. Большой колокол ухнул с высоты и врезался в землю. Этот звон еще несколько дней гулом стоял в ушах у местных жителей. Говорят, этот последний удар был слышен на несколько километров вокруг, а осколки Покровского благовеста находили на протяжении многих последующих лет как страшное напоминание…
В разные годы в здании тюлячинской церкви размещались инфекционное отделение районной больницы, общежитие и хлебопекарня. История восстановления храма началась с 2000-ых годов, когда инициативной группой верующих Тюлячинского района было составлено письмо на имя Президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева с просьбой о возвращении храма. Также письмо с просьбой о передаче здания бывшей пекарни Церкви поступило из Казанского епархиального управления. Бюрократическая тишина на эти обращения провисела вплоть до 2004 года.
4 апреля 2004 года в Тюлячинском Совете Самоуправления состоялся сход граждан православного вероисповедания, на котором было принято решение ходатайствовать перед правлением Татсоюза (на тот период собственником здания) о возвращении церкви православной общине села Тюлячи.
Однако последней «точкой над i» в деле о передаче храма стала громкая статья казанской журналистки Марины Юдкевич[9].
«Уважаемый Минтимер Шарипович! Я к вам обращаюсь по просьбе тюлячинцев. Тюлячинцы и сами к вам обращались по этому вопросу — 972 человека: столько подписей приложено к письму жителей Тюлячинского района своему президенту. Я думаю, что вы, как и я, сочтете это количество достаточно серьезным. Но мне хотелось бы, чтобы вы обратили внимание не на количество подписей, а на то, чего ищут все эти люди», — начала свое обращение Марина Юдкевич.
И внимание действительно обратили. 9 мая 2004 года, спустя четыре дня после выхода статьи, верующие села Покровского (Тюлячи тож.) обрели свой храм.
Ярким солнечным днем 9 мая 2004 года Зоя Петрова стояла впереди всех собравшихся перед храмом. Ее отец воевал, дошел до Берлина и в 1947 году вернулся домой. День Победы всегда был особенным днем в их семье. Однако сегодняшнее ликование было не только радостью за отца и за Родину, сегодня ее сердце восторженно колотилось от мысли, что церковь отвоевали.
«У нас получилось, мы смогли, мы вернули…», — думала про себя Зоя. Тем временем, тяжелая дверь скрипнула и поддалась.
Солнце пробивалось сквозь мутные окна внутрь храма, лучи падали на черные от копоти стены и потертые лики святых. В сгнивших рамах ползали еще сонные весенние мухи. Стена в пределе «Троеручицы» была выбита, с крыши прямо на пол падала весенняя капель. И всюду страшная разруха.
Но все это ничего, главное, что храм наш!
Усилиями местных жителей и при финансовой поддержке администрации района крышу отремонтировали очень быстро. Жизнь на приходе закипела — каждую субботу верующие приходили в храм, чистили кирпичи, выгребали мусор, отмывали потолок и стены, разбирали оставшейся со времен пекарни печи.
А в один прекрасный день начальник пожарной части Анатолий Лапин привез в храм родной старинный колокол, единственный переживший тот роковой день разрушения колокольни.
Первым настоятелем храма стал протоиерей Сергий Степанов, активно отстаивавший право верующих молиться в историческом здании церкви. Затем в разные годы храм являлся приписным, и духовным окормлением прихожан занимались священнослужители из ближайших населенных пунктов.
В 2008 году на приход указом архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) был назначен настоятель. Им стал выпускник Казанской духовной семинарии иерей Дмитрий Веретнов, прослуживший на приходе до 2010 года.
В 2010 году настоятелем храма был назначен иерей Артемий Терло.
В мае 2011 года в храме начались активные восстановительные работы. С 2012—2015 годов над историческим остовом храма был возведен каменный второй ярус со световым барабаном, а также на историческом основании первого этажа колокольни выстроены еще три яруса, организованы хоры, с южной и северной стороны к колокольне пристроены современные прямоугольные помещения.
В 2015 году при финансовой поддержке министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленара Ринатовича Сафина были проведены серьезные работы по отделке наружных стен и обустройстве прихрамовой территории. Именно в этот период храм во многом обрел тот внешний вид, который можно видеть и сегодня.
В 2018 года указом митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) настоятелем храма был назначен священник Алексей Павлов.
С 2018 года и по сегодняшний день на средства благотворителя Олега Геннадьевича Данилова в храме ведутся масштабные восстановительные работы.
15 апреля 2021 года, накануне приезда владыки Кирилла в центральном пределе были разобраны строительные леса. Мы стояли как завороженные и смотрели на открывшийся иконостас и на побеленные величественные стены. Отмывать храм мы закончили около полуночи, и Зоя Михайловна часто вспоминала, как десять лет назад все также объединились вокруг церкви — мыли и чистили. Она вспоминала как радовались службам бабушки и дедушки, те самые, которым кроме Бога и Церкви нечего ни терять, ни приобретать.
А на Христову Пасху 2021 года мы много говорили о том, что искренняя вера побеждает все, что Церковь стоит в этой вере вопреки всем ветрам, и о том, что храм в Тюлячах тоже выстоял и снова оживает.
17 сентября 2019 года приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Республики Татарстан Покровский храм села Тюлячи был внесен в перечень выявленных памятников истории и культуры.
В 2021 году Покровскому храму исполнилось 250 лет. В этот год мы молились о том, чтобы еще не одно десятилетие наш приход отмечал памятные даты, а приходская жизнь, согретая любовью людей, сияла на сотни километров вокруг...
[1] В случае, если населенное место имело храм, то в документах указывалось двойное название — название церкви и название села с припиской «тож», что скорее всего значило «одно и тоже».
[2] ГА РТ. Ф.4. Оп.141. Д.25Б. Л.877-878.
[3] ГА РТ. Ф.7. Оп.59. Д.3. Л.186об.
[4]Краткое историко-статистическое описание школ церковно-приходских и грамоты г. Казани и Казанскаго уезда. Ивановская церковно-приходская школа // Известия по Казанской епархии № 17 за 1900 г. С. 745-751. URL: https://forum.vgd.ru/post/232/45713/p2588972.htm (дата обращения: 19.11.2021).
[5] Представление Его Высокопреосвященству, чистопольского уезда, села Изгара священника Владимира Арского, церковного старосты крестьянина Стефана Васильева и волостного старшины крестьянина Николая Афанасьева. URL:https://sheshminec.ucoz.net/publ/cerkvi_chistopolskogo_uezda_kazanskoj_gubernii/selo_izgary/selo_izgary/134-1-0-55 (дата обращения: 19.11.2021)
[6] Хамитбаева Н., Багаутдинова Х. Численность и занятость населения города Арска в конце XIX — начале ХХ в. // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2016. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chislennost-i-zanyatost-naseleniya-goroda-arska-v-kontse-xix-nachale-hh-v (дата обращения: 19.11.2021).
[7] В августе 1884 года священник Владимир Арский по собственному прошению был перемещен священником в село Кулаево. С сентября 1884 года по 1890 год занимал должность законоучителя земской школы с. Кулаево. В 1888 году был награжден 25 рублями из средств министерства народного образования за успехи по преподаванию Закона Божия в селе Кулаево (Из архивной справки Госархива РТ №167 о священнослужителях Спасской церкви с. Кулаево Республика Татарстан).
[8] Само здание на основании протокола общего собрания граждан от 16 мая 1939 года было передано под предполагаемое размещение в его стенах сельской школы. ГА РТ. Ф.Р-3610. Оп.5. Д.3. Л.4-21.
[9] Вечерняя Казань № 70 (2800) 5 мая 2004 URL: http://old.evening-kazan.ru/article.asp?from=number&num_dt=05.05.2004&id=14840 (дата обращения: 19.11.2021)