«Хранить память Дивеевских святых — наш долг перед преподобным Серафимом»

2865
Фото

Слово секретаря Татарстанской митрополии, настоятеля храма преподобного Серафима Саровского города Казани иеромонаха Кирилла (Корытко)

27 июня совершается празднование Собора Дивеевских святых. Этот праздник был установлен не так давно — в 2008 году, решением Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в память о святых, которые просияли в Дивеевской обители. В их числе преподобные жены, новомученики. В Собор Дивеевских святых, конечно, входит преподобный Серафим, духовный наставник Дивеевской обители, священномученик Серафим (Чичагов), блаженные жены, монахини, которые после Революции пострадали за Веру Христову, за Церковь Божию.

Наш приход является малым Дивеево. Хранить память святых, которые просияли в этой обители, — наш долг перед преподобным Серафимом.

Чему нас научают святые? Церковь каждый день предлагает нам к прочтению житие того или иного святого. Каждый день совершается память святых — святителей, преподобных, мучеников, Христа ради юродивых… Святость может быть разной, ведь разными путями люди пытались угодить Богу. В житии любого святого каждый из нас может почерпнуть что-то для себя.

Мы же не можем сказать, что житие святителя Алексия, митрополита Московского, ничему нас не научает. Или житие преподобного Серафима... Он был монахом, отрёкся от всего мирского. Чему может он нас научить, если мы каждый день живём в миру, в семье, с нашими родными и близкими? Ни в какую пустыню мы не уходим, ни на каком камне не можем простоять ни дня. Мы несколько часов не можем пробыть в безмолвии в храме, как мы можем повторить подвиг преподобного Серафима? Или подвиг юродства, который понесла блаженная Ксения Петербургская?

Повторить подвиги святых мы не в силах, но читая их жития, мы можем стремиться хотя бы в какой-то мере им подражать. У кого-то можем научиться смирению, у кого-то кротости, у кого-то — любви к окружающим людям. Не просто так Святая Церковь каждый день нам в назидание даёт житие того или иного святого. Хотя бы отрывок из жития одного святого надо читать ежедневно. Не всегда эти жития расписаны на много страниц, в некоторых житиях — всего несколько абзацев. О некоторых святых не осталось памяти — никто не может вспомнить как жил тот или иной человек.

Был такой святой — праведный Симеон Верхотурский, который жил на Урале. Когда он умер, когда его мощи просияли и были изнесены из земли, никто из тех, кто жил в этой местности — в селе Меркушино — не мог вспомнить, что это за человек. С момента его кончины прошло не так много времени — всего 50 лет — но никто из живших на тот момент в Меркушино, не знал, чьё нетленное тело было обретено, что это был за человек. А это был человек святой жизни. Он ходил по той веси, шил шубы, делал добрые дела. Никто из людей не помнил подвижника, но Господь помнил о нем. Сам Господь его прославил.

И вокруг нас живут святые люди. Мир стоит, потому что среди нас есть праведники. Мы их не видим, но они есть, ведь благодаря их молитвам мир существует. До сих пор кто-то молится за весь мир. Несмотря ни на какие внешние колебания наш мир стоит, наша Церковь торжествует. Мы можем молиться Богу, мы можем причащаться Святых Христовых Таин, мы можем прославлять святых, ездить в паломнические поездки, посещать храмы и святыни — у нас всего сегодня достаточно. Только нам это почему-то не нужно.

В Советское время, когда закрывали Дивеевскую обитель, монахини разошлись по разным городам и весям. Много их было в Муроме, совсем недалеко от Дивеево, большинство монахинь проживали там. Они не оставили своих монашеских обетов, они продолжали жить настоящей церковной жизнью. Возможно, монахини сняли монашеские одежды, чтобы не привлекать к себе чрезмерного внимания, но они не оставили самого главного — не оставили Заповеди Христовы.

В Евангельском чтении мы слышим, как некий юноша вопрошал: что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он говорил, что все заповеди соблюдал от юности. Господь сказал этому юноше: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение и раздай нищим.

Мы много нищих имеем между нами, и мы должны помогать им. Некоторые люди не просят у нас помощи материальной, но они нуждаются в помощи духовной. Важно, чтобы мы были внимательными к окружающим нас людям, чтобы люди, которые находятся рядом с нами, особенно в храме Божием, чувствовали нашу любовь, чувствовали наше доброе к ним отношение. Важно, чтобы наша любовь к Богу и к преподобному Серафиму, изливалась и на тех людей, которые стоят рядом с нами, которые окружают нас.

Будем просить помощи у всех святых, память которых мы сегодня совершаем, будем наставляться их подвигами и трудами. Апостол Павел говорил: поминайте наставников ваших и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Пусть все святые, от века Богу угодившие, будут для нас живым примером, который укрепит нас в нашей жизни.

Новости по теме

Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...
Публикации 25 октября 2024
Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...

Чем прославилась Седмиезерная икона? В 1654 году от чумы умирали люди, разбегались от неминуемой смерти из городов — в леса, в пустынные места. Ничто не спасало — чума была и в Казани, и в Москве, и в Ярославле.

Что нужно знать о церковной свече?
Публикации 23 октября 2024
Что нужно знать о церковной свече?

Зачем покупать и зажигать в храме свечи? Куда ставить свечу за здравие, а куда — за упокой? Можно ли гадать с церковными свечами? Можно ли купить свечу в одном храме, а зажечь в другом?

Ненависть к человеку. Как с этим бороться?
Публикации 21 октября 2024
Ненависть к человеку. Как с этим бороться?

Ненависть — это крайняя степень озлобленности на кого-то или на что-то. Неприязнь, рознь, вражда —всё это в той или иной мере синонимы к слову ненависть. Так может ли христианин ненавидеть? И если нет, то как с этим бороться?

Митрополит Кирилл ответил на вопросы студентов православного инклюзивного медиацентра «Перемена»
Митрополит Кирилл ответил на вопросы студентов православного инклюзивного медиацентра «Перемена»

Обучение в медиацентре проходят подростки и молодёжь прихода преподобного Серафима Саровского города Казани, их сверстники, которые только начинают интересоваться церковной жизнью, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья.