Крещенский сочельник. Потом — Крещение. Когда лучше причаститься?
Если вы только начинаете приучать себя к регулярному причастию, и впрямь может возникнуть такой вопрос. Решается он очень просто — причащаться можно в оба дня, только правильно подойдите к этому.
Помните, что если вы будете на литургиях в эти дни, Христос будет выходить к вам и произносить слова: «Примите, ядите...» И сердце ваше не сможет не затрепетать. И мысль «Я вчера причастилась уже» не должна успокоить вас, ибо мысль эта странная и ничего общего с учением Церкви не имеет.
Святые отцы повторяют во все века и на разные лады — не меряйте причастие частотой, меряйте чистотой. «Время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестью и безукоризненною жизнью, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Как человеку, не сознающему за собою ничего худого, можно приобщаться каждый день, так, напротив, погрязшему во грехах и не раскаявшемуся не безопасно приступать к этой трапезе в праздник».
Итак, помните, что если вы очень хотите соединиться со Христом в причастии, если вы смирили себя и ощущаете недостоинство перед Чашей, если попросили прощения у обидчиков и помирились с обиженными, если искренне исповедовались и стараетесь не возвращаться к прежним грехам, как пёс к блевотине, если верите, что священник вынесет на амвон истинные Тело и Кровь — то причащаться можно и нужно все три дня, превратив эти дни в духовное пиршество, небесную радость и тесное общение с Господом.
А если желания приобщаться нет (вроде праздник, и надо бы, как все — но не хочется ни капли), если у вас попросили прощения, а вы не простили, если не прекращаете грешить по своей наглости, если без стыда и сокрушения повторяете тут же грех, в котором покаялись на исповеди, если ощущаете собственную праведность и чувствуете себя достойным причастия — тут лучше приостановиться, и поговорить с батюшкой, рассказав ему всё, и спросив, как быть.
Повторимся — раз вы смогли искренне причаститься в Сочельник, то — если не пуститесь в загул — так же искренне сможете причаститься и в Крещение. Нет запрета на несколько причастий подряд в Церкви (только не чаще, чем раз в день) — напротив, присутствие воцерковлённого христианина на Божественной литургии и непричастие без уважительной причины — порочная практика, осужденная тем же Златоустом.
Подумайте об этом, дорогие читатели, посоветуйтесь со своим священником, помолитесь Господу — и в путь! С наступающим праздником!