Новый год и Православие — как они сочетаются, и сочетаются ли вообще? На первый взгляд действительно очень мало общего у шумного светского праздника в честь начала очередного года с жизнью православного христианина. Идёт Рождественский пост, и, конечно, безудержному новогоднему веселью тут места нет, ведь это время для углублённой духовной жизни и подготовки к Рождеству Христову.
Однако, есть в этом празднике несколько очень важных сторон, на которые стоит христианину обратить внимание.
Оглянуться назад
Во-первых, это день, которым заканчивается значительный период жизни, и, значит, настало время подведения итогов, осмысления того, что сделано. Позволим себе маленькое отступление: кто-то скажет, что Церковное новолетие празднуется вообще в сентябре, но ведь живём-то мы, отсчитываем время своей жизни, работаем, в конце концов, по календарю светскому — так что, всё-таки, как ни крути, а ночь с 31 декабря на 1 января — это рубеж. И рубеж этот заслуживает внимания. Итак, в такой, всё-таки важный, день (пусть и не сравнить его даже с малым церковным праздником) стоит оглянуться назад, на все эти 365 дней — на то, что сделано верно, что не верно, что надо бы исправить, а за что, быть может, следует и покаяться лишний раз. Такой анализ прожитого периода жизни вполне приличествует христианину — не правда ли?
Следующим шагом в осмыслении прошедшего года будет, конечно же, благодарность Богу за все Его благодеяния, которые Он нам посылал всё это время.
«Станем благодарить за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим. Таким образом мы истребим зависть, утвердим любовь и сделаем её более искренней», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
Но не только ведь за благодеяние призваны мы благодарить — ведь и скорби, и различные трудности являются для христианина поводом к благодарности Господу. Эти жизненные уроки, где-то воспитывали нас, где-то отсекали ненужное из наших жизней. Но это, конечно, гораздо сложнее увидеть, чем очевидные блага, и именно поэтому уже стоит потратить время, чтобы осмыслить и скорби.
Так этот вид благодарности описывает святитель Игнатий (Брянчанинов): «Благодарю Тебя, Господи и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами... моих души и тела!»
Вот мы уже оглянулись назад, сравнили год своей жизни с Заповедями Божиими, поблагодарили Господа за всё, что было. И теперь перед нами уже молитва — мы каемся, благодарим и просим помощи на год предстоящий.
Семейный праздник
Конечно же, Новый Год для православного христианина праздник ещё и семейный. Да, нетрезвые блуждания по городу в «поисках приключений» — это не то, чем стоит заниматься в такой день. А вот уделить время близким: побыть с детьми, навестить родителей, бабушек, дедушек, да и просто по-доброму собраться всей семьёй за столом, чтобы порадоваться друг другу — это вполне прилично для православного человека, и посту не повредит. Ведь всё это проявления любви к нашим родным. А посещение родителей в праздник восходит даже и к заповеди Божией.
Даря своё время родным, даря, таким образом, им свою любовь, мы ведь приглашаем в мир и их ответную любовь к нам. А, значит, и всё вокруг становится чуть светлее, чуть добрее. А, значит, и здесь, на простом семейном торжестве, найдется место вере Христовой.
Вот такой, вроде бы совсем нецерковный праздник нам предстоит. Но, как видим, встреча нового года вполне может обрести свой христианский смысл. Всё зависти от нашего отношения: уйдём ли мы в своеобразный затвор от суетного мира на это время (на что имеем право), или сделаем эти дни поводом для прославления имени Божиего.