Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — великого учителя Церкви, наставника на все времена в спасительном деле молитвы и для монахов, и для мирян. Что же такого замечательного в фигуре и деяниях этого святого, что Церковь посвящает ему один из воскресных дней Великого поста — самого ответственного с духовной точки зрения периода своего календаря?
Многим известен спор между святителем Григорием и его современником, учёным монахом Варлаамом Калабрийским о природе Фаворского света и о духовной практике афонских монахов, которые путём многих молитвенных подвигов удостаивались видения того самого света, который воссиял апостолам Христовым на горе Фавор. Святитель говорил, что свет этот был нетварым, а монах Варлаам — что свет этот был тварным, и что вообще монахи на Афоне, откровенно говоря, занимаются какой-то ересью. В чём же суть спора и почему он был так важен?
А суть спора была в том: может ли человек реально встретиться с Господом ещё при жизни, или же это невозможно в принципе? Возможно ли соединение человека с Богом, или невозможно? Монах Варлаам, опираясь на свои знания и логику, считал, что встреча с Богом в земной жизни и реальное Его познание невозможно. Святитель же Григорий учил, что Бог по сущности своей непознаваем и недоступен, но через приобщение к Божественной нетварной энергии (именно эту энергию имеет в виду святитель, когда говорит о Фаворском свете), по Благодати Божией, человеку всё же доступно соединение с Ним. Иными словами, Варлаам, идя путём строгих рассудочных умозаключений, как бы ставит между человеком и Богом непреодолимую преграду. Напротив, святитель Григорий доказывает, что путь реального соединения с Богом открыт для каждого и даже ещё на земле.
И Церковь приняла сторону святого Григория, признав тем самым, что рассудок и логика не являются универсальными ключами к тайнам мироздания, и что по Благодати Божией человек, стремящийся ко спасению, может соединиться с Богом вопреки всем законам мира. Это доказал святитель Григорий, и доказательства его основаны не на умозаключениях, а на личном духовном опыте молитвенника и аскета.
Что нового открыл святитель Григорий? По сути, он просто опытным путём неопровержимо показал действенность всего того, что рекомендует Священное Писание людям, желающим быть не просто биологическими организмами, а чадами Божиими: непрестанная молитва, удаление от суеты мира ради жизни с Богом, покаяние, воздержание. Святитель открыл миру молитву Иисусову и показал путь, по которому человек, вооружённый этой молитвой, постепенно возрастая духовно, может достичь самого настоящего благодатного соединения с Господом, которое называется обожением. И, значит, не зря Церковь напоминает нам об этом древнем святителе, желая чтобы Григорий Палама стал для нас духовным ориентиром и примером того, к чему призван человек и чего он может достичь, если только Бог станет целью и смыслом его существования.
Взглянем же на святителя Григория пристально! Он искал Бога и встретил Его. И, пользуясь его наставлениями, множество христиан спасались и спасаются до сих пор, обретая живую, непрестанную молитву, которая, по сути, и является подлинной духовной жизнью. Об этих людях мы не часто слышим, так как и Писание множество раз ясно говорило нам, что все живущие ради Бога становятся врагами этому миру… Вот мир и старается сделать всё, чтобы подвижники не были замечены, чтобы их подвиг казался глупостью на фоне всех тех «ценностей», которые мир предлагает человеку.
Но, иногда мы слышим о совершенно невероятных молитвенниках, гигантах духа наподобие Иосифа Исихаста или Паисия Святогорца, или о наших русских великих святых. И тогда не возникает сомнения, что путь их единственно верный. Только вот кажется, что это удел избранных… И тут вновь нам на помощь из далёкого XIV столетия приходит святитель Гиригорий, который говорит, что живая, благодатная молитва и реальная жизнь в единении с Богом, с радостью которой ничего не может сравниться, доступны всякому, ревностно ищущему спасения души своей.