Преподобный Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской — духовником своего Отечества. И это не просто красивые слова. Всякий хороший отец (в том числе и духовный) силён не страхом и трепетом, который испытывают перед ним его чада, но, в первую очередь, тем, какой пример жизни являет он им — силён тем, как, глядя на отца, сыновья и дочери становятся достойными людьми. Какой же пример оставил для нас преподобный Сергий?
По дороге к Спасению ведь всегда идут двое: с одной стороны человек идёт к Богу, а с другой — Сам Бог выходит навстречу человеку, как Отец из притчи о блудном сыне, как Добрый Пастырь, ищущий своих заблудших овец. Но особенно важен тот самый первый шаг человека, когда он выбирает дорогу к родному Дому своей души — к Небесному Царствию. Без этого шага и дальнейшего путешествия самого человека спасение невозможно, ибо Господь никого насильно не спасает. И вот пример дороги ко Христу преподобного Сергия Радонежского.
Как всегда, нужно начать с родителей. Отец и мать будущего святого были христианами, и, по всей видимости, христианами не только на словах. В конце жизни он вместе приняли монашество, да и, как известно, доброе дерево даёт и плоды добрые — один из их сыновей, Стефан, стал княжеским духовником, а другой сын, стал впоследствии известен под именем Сергия Радонежского.
Сергий (тогда ещё отрок Варфоломей) отставал в учёбе — он очень старался, но у него ничего не получалось. Что было ему делать? Что делали бы иные люди на его месте? Да, разное… А мальчик Варфоломей вот погрузился в молитву. И какова же была его вера в Бога (читай: его стремление к Богу), что Господь его услышал и послал ему навстречу некого старца, который помолился о нём, и ребёнок, наконец, смог овладеть грамотой, да ещё и превзойти в учёбе своей многих! И биография преподобного изобилует подобными примерами его устремлённости к Богу, его твёрдого духовного движения в сторону Бога.
Когда брат Стефан покинул лесную обитель, которую они вместе с Сергием устроили, то преподобный остался один наедине с молитвой, верой и тяжёлыми испытаниями. Это была Россия XIV века, и затеряться тогда в лесу навсегда (да и погибнуть), наверное, ничего не стоило. Но Господь вновь вышел навстречу этому человеку, положившемуся во всём на Его святую волю — люди узнали о Сергии, и стали селиться возле него, желая поучиться духовной жизни у этого отшельника. Появились и первые иноки. Сергий стал игуменом. Он сам много работал физически, и, запрещая монахам просить подаяние, учил братию добывать себе хлеб своим собственным трудом. Он был примером, дела его не расходились с его словами, и люди шли за ним. В трудные времена по молитве игумена монастырь не раз внезапно получал помощь оттуда, откуда её не ждали…
Когда в монастыре началась борьба за власть, то Сергий, не желая быть причиной раздоров, без скандалов покинул обитель, в которую вложил столько трудов. И это смирение привело вскоре к тому, что раскаявшиеся монахи сами уговорили митрополита вернуть им игумена Сергия. И преподобный, безропотно подчинившись воле священноначалия, возвратился.
К святому Сергию прислушивались князья, и он употребил своё огромное влияние на примирение междоусобиц и на сплочение государства, результатом чего стала победа русских христианских войск над ордынцами в Куликовской битве. Перед самой битвой князь Димитрий Донской получил известие от преподобного, в котором говорилось: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог». Какую же веру, какую силу молитвы нужно было иметь, чтобы так ясно говорить о воле Божией!
Преподобному Сергию было предложено возглавить Русскую Церковь и стать митрополитом, но по смирению он отказался от этого назначения. Достигнув глубокой старости, святой, предвидя скорую смерть, назначил нового игумена монастыря, и прожил последние полгода своей земной жизни в полном молчании и глубокой молитве.
Жизненный путь этого святого настолько удивителен и исполнен христианского духа, что ныне его почитают не только православные, но даже католики. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одном из своих интервью так говорит о святом Сергии: «Главное чудо преподобного Сергия — он сам. Человек, который ушел из мира — и стал центром Руси. Бежавший любой власти — и светской, и церковной — он стал абсолютным авторитетом в государстве и Церкви. Сознательно выбравший для подвигов непригодное для нормальной жизни место — он создал вокруг себя огромную Лавру и целый город… Смиренный монах, он мобилизовал и вдохновил русский народ на защиту Отечества»