Слово ректора Казанской духовной семинарии архимандрита Варсонофия (Охотина) в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая 1891 года)
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 82).
Свобода — великий бесценный дар Божий человеку, бесконечно превозносящий его над всеми существами видимого мира. Ею человек самоопределяет себе высокие нравственные цели жизни и деятельности. Свободой он равняется со святыми ангелами; своими свободными действиями он может и должен уподобляться совершенствам Отца Небесного (Мф. 5, 48); свободой он может достигать святости, подобной высочайшей святости Божией (1 Петр. 1, 15. 2, 9). По влечению своей свободной воли, празднуемый ныне святой Церковью, апостол и евангелист Иоанн Богослов, с самых юных лет, всею душою возлюбив Божественное учение Господа нашего, питался и проникался им всю земную жизнь, сделался возлюбленным учеником Христовым, сказателем тайн Божиих, другом Божиим и молитвенником за нас, — грешных странников земли. Свободным нравственным трудом и очищением сердца воплощали в своей жизни святой закон Христов и все святые Божии люди. Таково природное свойство и такова сущность истинной свободы человека, по учению Самого Господа, свободы, которая есть образ бесконечной и совершеннейшей свободы Божией!
Но вспомним слова боговдохновенного Апостола: «в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 28). Следуя внушению сего закона, многие избирают неправильное развитие своей свободной деятельности, — злоупотребляют свободой. Отсюда являются среди людей неверные, извращенные взгляды и понятия о самой свободе. Так, например, многие склонны понимать и понимают свободу, как способность неограниченного безразличного произвола в самых противоположных проявлениях добра и зла. Отсюда многие из христиан не почитают себя обязанными подчиняться принятым порядкам церковной жизни, т. е. тем правилам, которые на основании церковных уставов и канонов определяют внешний способ исполнения христианских и церковных обязанностей, на том основании, что это-де стесняет их свободу.
Нужно ли доказывать неосновательность и неправду понимания свободы в смысле безразличного произвола? Такое понимание свободы отняло бы у людей нравственное достоинство их деятельности и поведения, узаконило бы господство зла, страстей и пороков среди людей и соделало бы их вечными рабами низших греховных склонностей и страстей.
Напротив, истинная свобода человеческая, при правильном своем развитии, обусловливается прежде всего самоотречением, характеризуется борьбой с искушениями ко греху, которые свобода преодолевает. Истинной свободы таким образом нужно достигать через упражнение и при том в одном нравственном направлении. Одним из важнейших и целесообразных средств к достижению христианской свободы служат правила и уставы святой Церкви.
Не трудно понять справедливость сейчас высказанного. В самом деле, вспомним, что такое воспитательные правила Церкви, как не совокупность определенных указаний и частных опытов, в которых выражается истинно свободная христианская жизнь? Между тем, повторим, свободе нашей, чтобы стать на пути самообладания, необходимо бороться с эгоистическими произвольными желаниями; необходимо стяжать умение и привычку подчинять личные свои желания долгу. Постоянное, искреннее исполнение воспитательных правил церкви и церковной школы прежде всего направляет волю на путь законности, а затем сообщает ей благодетельное умение и навык бороться с эгоизмом и злыми похотями. Привычка эта есть постоянный внутренний двигатель нашей воли, поддерживающий ее энергию и спасающий ее от нравственного застоя и разных случайных уклонений в сторону от надлежащего направления. В том и состоит ограниченность нашей свободы, что мы не в каждый момент самоопределяем себя к деятельности единственно по сознательному и ни от чего не зависящему акту своей воли. Такова только безусловно-совершеннейшая свобода Божия. Для нашей же ограниченной созданной свободы потребны облегчающие способы правильного развития нашей воли.
Например, не замечаем ли мы, что привыкшие к труду любят труд, не тяготятся им и находят в нем счастье и внутреннее довольство, а ленивые и праздные постоянно жалуются на тяжесть труда — чувствуют отвращение к нему, а затем скучают и действительно несчастны. Человеку, привыкшему к скромности, как будто кто извне налагает печать на уста и бережет от необдуманных и опрометчивых слов; вежливый — незаметно для себя делает приличное движение и принимает почтительный вид в нужных случаях; правдивый — с краской стыда остановится при вызывающем случае и поводе ко лжи; искренний и честный, в случае даже какого-нибудь проступка с своей стороны, как бы инстинктивно изберет один выход из своего затруднения, именно признание и раскаяние.
Так же слагаются и такой же силы бывают и обратные дурные привычки. Допустил себе человек раз несколько уклониться от дела — и лень готова уже затянуть его в свои объятия. Несколько безнаказанно допущенных случаев дерзости, горячности и лжи — так и пойдут увлекать юношу к разным протестам, к дерзости, — и здесь привычка и обычай могут сильно влиять на направление воли и портить его. Так бывает со всеми даже зрелыми и пожилыми людьми! И чем крепче успели образоваться у людей добрые привычки, тем вернее обеспечена их добродетель. Чрез добрые христианские навыки, по слову Апостола, мы можем соделать члены наши рабами праведности на дела святыя (Рим. 6, 19). Так благотворно влияют на направление воли частые неуклонные упражнения в добродетели, совершаемые нами, по указанию воспитательных правил Церкви!
Юность самая благовременная пора для приобретения добрых навыков, потому что сердце юноши еще не ожесточилось от нечистот греховных, — чутко бывает ко всякому доброму и благородному впечатлению, а воля его, еще не успевшая принять какого-нибудь решительного направления, легко может взять доброе направление и в нем окрепнуть. Но с другой стороны юность самая горячая и вместе опасная пора для молодых людей; в эту пору, вследствие особенной живости чувства и фантазии и перевеса этих способностей над рассудительной силою, по причине недостатка опытности, при легкомыслии, свойственном этому возрасту, юноши легко впадают в крайности и излишества, и что всего хуже, закрепляют свою беспорядочную, греховную деятельность на все последующее время. Вот почему древний иудейский мудрец сравнивает юношей с рьяными неукрощенными конями и говорит, что как конь бывает упрям, так и сын, оставленный на свою волю, делается дерзким (Сир. 80, 7-12) Посему, в пору юности и оказывается настоятельная нужда ставить твёрдые границы и начертывать христианские правила для жизни и деятельности молодых людей.
Итак, братие, будем упражняться в самоотречении, будем от души исполнять воспитательные правила Церкви, будем искренны во всех своих делах и поступках, будем от юности хранить себя от всего греховного. Сам же Господь, по молитвам святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, да охраняет нас Своею благодатию от искушений и бед и да укрепляет нас в борьбе со страстями, и да поможет нам достигать истинной христианской свободы!
Печатается в сокращении