Неделя перед началом Великого поста, имеющая в Типиконе название «Сырная седмица», а в народе масленица — это особый период православного литургического года. Уже наступил пост, но еще не строгий и великий. Есть ограничение в мясе, но это ограничение практически незаметно. К тому же еще — эта седмица сплошная, что тоже сообщает постной неделе непостный настрой. Сплошными могут быть только седмицы праздничные. Но, тем не менее, уже наступил пост. Такая вот непостная постная сплошная седмица. Да и богослужения в среду и пятницу на этой неделе вплотную приближают нас к Великому посту. Отсутствие Литургии и великопостные особенности делают богослужение этой недели генеральной репетиций к главному посту всего года.
Иерусалим
Установление поста этой седмицы относиться ко времени VII века. Соблюдение поста в эту неделю в первую очередь распространилось на Востоке. Но если жители Византийской империи соблюдали этот пост в седмицу перед Великим постом, то представители армянской и иных монофизитских церквей приурочили этот пост к седмице, отстоящей от Пасхи на десять недель, и соблюдают его так же строго, как и Великий пост.
Первые сведения о богослужении города Иерусалима мы можем получить в «Паломничестве Эгерии» — воспоминании паломницы из Испании, бывшей в Иерусалиме в конце IV века. Эта книга сохраняет живые воспоминания о древнейшем Иерусалимском христианском богослужении. Согласно «Паломничеству», Великий пост начинался в то время на 8 недель до Пасхи, причем суббота и воскресенье не считались в числе постных дней. В армянском переводе иерусалимского Лекционария (расписания чтений священного Писания), соответствующего практике Иерусалима V века, Великий пост начинался за семь недель до Пасхи, исключая из счета субботы и воскресенья. В Иерусалимской Церкви Великий пост в разное время составлял семь или восемь недель, и в практике Иерусалима суббота и воскресенье не входили в число постных дней. Преподобный авва Дорофей Газский (кон. VI в.) отмечает, что апостолы освятили семь седмиц для Великого поста, но святые отцы прибавили к ним еще одну седмицу, чтобы довести число постных дней до сорока. В документах из Антиохии встречаются такие же упоминания о посте в восемь или семь недель.
Константинополь
В Константинополе после иконоборческой смуты Великий пост длился семь недель, к которому уже была присоединена предваряющая пост сырная седмица, когда вкушение мяса уже не положено, но и в среду и пятницу уже совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, как в пост. Наиболее ярким отличием будних дней Великого поста в Константинополе было ежедневное совершение Литургии Преждеосвященных Даров. Она была тесно связана с огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги Ветхого Завета. В Константинополе воскресенья и субботы входили в счет дней Великого поста.
Современная практика
Разница в практике подсчета длительности Великого поста, когда в Константинополе постились семь недель, а в Иерусалиме все восемь, привела к тому, что за восемь недель до Пасхи мы начинаем наш постный путь. Сырная седмица, предваряющая Великий пост, является своеобразным компромиссом практик двух главных городов Византийской империи — одновременно постно-непостной седмицей, когда уже есть ограничение в пище, но нет еще той строгости, которая отличает подготавливающий нас к Светлому Христову Воскресению, длительный Великий пост.