17 января Православная Церковь празднует Собор семидесяти апостолов. Вспомним о том, кем были эти проповедники веры Христовой, и для чего установлен этот праздник.
Из истории праздника
Основанием праздника послужило евангельское событие, когда Иисус Христос, помимо двенадцати апостолов, избрал «и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…» (Лк. 10, 1-2). Это произошло в третью, последнюю, Пасху Спасителя.
Однако в полной мере соотносить список семидесяти учеников, которых тогда избрал Христос, и Собор семидесяти апостолов нельзя. Часть из тех людей отпали от великой миссии, возложенной на них Господом. Некоторые апостолы, которые сегодня почитаются в числе Собора, обрели веру и стали проповедовать уже после Вознесения Христова. Но упомянутое евангельское событие служит основанием праздника, поскольку 70 апостолов стали преемниками той великой миссии, которую первоначально возложил Христос на своих учеников. Празднование Собора было установлено Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании.
Апостолы: 12 и 70
Двенадцать апостолов, о которых упоминается в Евангелии (Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, или Фаддей, Симон Зилот, Иуда Искариот) — это ближайшие избранные ученики Спасителя. Кроме Иуды, конечно, который предал Господа. На его место затем был избран Матфий, и число 12 восполнилось. Апостолы на протяжении всего общественного служения Господа были рядом с Ним, видя Его чудеса и внимая Его словам. После Сошествия Святого Духа они «понесли» свет Христовой веры в разные народы и страны.
Большинство из тех, кто входит в Собор семидесяти апостолов, были епископами в новообразованных Церквях, а рукополагали их апостолы из числа двенадцати. Кроме того, в число семидесяти входят самые ревностные исповедники веры Христовой. Все они на заре христианства более остальных потрудились в деле распространения веры в истинного Бога и стали яркими светочами среди мрака язычества, освещающими путь к жизни вечной. Церковь чтит их память как проповедников учения о Троице — Нераздельной и Единосущной.
Жизненный путь и мученический венец
Большинство из апостолов окончили свой жизненный путь мученически. Их избивали, побивали камнями, топили, жгли, усекали мечом, но вера Христова, несмотря на все это, более распространялась и крепла в сердцах людей. Это большая противоречивая загадка с человеческой точки зрения…
Трое апостолов: Пуд, Аристарх и Трофим, приняли мученическую кончину при императоре Нероне одновременно с первоверховным апостолом Павлом, который, кстати, не входит ни в число 12-ти, ни в число 70-ти апостолов, но остается ярчайшим светильником Церкви. Святые Родион и Олимп скончались вместе с апостолом Петром, ближайшим учеником Христовым. Дионисий Ареопагит, восприняв святое благовестие, был рукоположен во епископы в городе Афины. Как свидетельствует житие святого, когда Дионисия обезглавили, он взял свою голову и прошествовал с ней до храма. Там пал мертвый. Он также входит в Собор семидесяти апостолов за горячее исповедание веры и богословские труды.
Мученических венцов от Господа удостоились большинство апостолов от семидесяти. Однако были и те, о кончине некоторых не имеется точных свидетельств и те, кто мирно окончил свой жизненный путь. Из числа последних святой Крисп, епископ Эгинский. Апостол Сила, упоминаемый в Деяниях. Также мирно, в возрасте 94 лет скончался апостол Тит, которому Павел написал несколько посланий, наставляя его в сложном епископском служении. И некоторые другие.
Апостольское служение
Сила апостольского слова и деяний дошла до наших дней. Благовестники положили немало трудов и даже отдали жизни за просвещение народов. Всем известно, что в наших краях побывал апостол Андрей. Но вот не все знают, что много проповедовал на русском юге апостол от семидесяти — Климент. Он был епископом Римской Церкви, рукоположенным апостолом Петром. За то, что Климент отказался принести жертву языческим богам, его сослали в каменоломни, располагавшиеся на краю империи, а именно в Херсонес. Святой просвещал территории современного Крыма светом живой веры, многие язычники после его проповедей принимали святое крещение. За это апостольское служение Климент принял мученический венец — разгневанный император Траян приказал утопить святого в море.
Благодаря проповедникам, поставленным во епископы, по большей части, святыми Петром и Павлом, и входящими в состав чествуемого сегодня Собора, зазвучали слова благовестия в разных уголках земного шара от Африки и Индии до территорий современных европейских государств.
К числу семидесяти апостолов принадлежат и евангелисты Марк и Лука. Они оба были последователями Самого Христа, и свидетелями Его земной жизни. Церковное предание гласит, что в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, но убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). Евангелист Лука был из числа как раз тех семидесяти учеников, которых Сам Господь «как агнцев среди волков» (Лк. 10, 3) отправил благовествовать приблизившееся Царствие Божие.
Список семидесяти апостолов
Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.