Если задаться вопросом, когда оканчивается Великий пост, то обычно можно услышать, что пост заканчиватся на Пасху. Но, на самом деле, история Великого поста и тексты богослужений такого однозначного ответа не дают.
В Постной Триоди — богослужебной книге, в которой находятся тексты, относящиеся к периоду от подготовительных недель перед постом до службы Великой Субботы, в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой мы находим такой текст:
В этой стихире на «Господи воззвах» четко делится период, названный Святой Четыредесятницей, начинающийся с понедельника первой седмицы Великого поста и заканчивающийся в пятницу перед Лазаревой субботой, и седмица Страстная, которая еще предстоит. Лазарева суббота и Вербное воскресенье выступают как своеобразный водораздел, отделяющий сам Великий пост от Страстной седмицы.
Схиигумен Сергий (Златоустов): Христос совершает чудеса, чтобы победить зло, существующее в мире
Но не все так однозначно даже в этом вопросе, в богослужебном уставе в указаниях служения в Великую среду говорится, что в конце изобразительных, перед последней в этом году Литургией Преждеосвященных Даров, всем полагается встать, и служащий священник, преклоняя колена, должен произнести: «Благословите, отцы святии, простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей, и во всей Святей Четыредесятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы», на что люди должны ответить: «Бог да простит ти, честный отче». Что же это? А это чин прощения за всю святую Четыредесятницу.
Таким образом, по мысли Типикона, Четыредесятница кончается в Великую среду. То есть Типикон расходиться с Постной Триодью и с нашим обычным представлением об окончании Великого поста. Способов исчисления Святой Четыредесятницы в истории было несколько и этот вопрос о сроках окончания Великого не является однозначным. Мы не можем формально подогнать пост к сорока дням. А богослужебные книги и Типикон хранят еще множество интересных подробностей богослужебной жизни.