В это воскресенье слышали мы на Божественной литургии короткий крик израненной души: «Верую, Господи! помоги моему неверию». Этот вопль отца бесноватого отрока донесётся до нас из глубины веков благодаря Евангелию, оживляющему события священной истории. Снова мы с вами окажемся на израильских дорогах, посреди галдящей толпы, в центре которой — несчастная семья с больным сыном, которого не смогли исцелить даже апостолы. И вот в последней надежде бросается отец ко Христу, спустившемуся с горы Фавор.
Но вдруг оказывается, что исцелять нужно не только бесноватого отрока, а и самого отца, да и апостолов тоже. Они поражены неверием — и именно это мешает Христу помочь в их просьбе. Всемогущий Бог, создавший небо и землю, не совершает чудес, видя человеческое неверие Ему. И пока наше сердце не откроется навстречу Спасителю, не примет Его как Господа — нечего ждать исполнений просьб, пусть даже самых насущных.
«Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему», — говорит Христос отцу, объясняя необходимое условие для исцеления.
Он и апостолам потом скажет: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас».
Как велика вера! И как много даров обещает она тому, кто сумеет стяжать её! «Не будет ничего невозможного для вас» — так Бог говорит человеку, и не про Небесный Иерусалим рассуждает, а про земное бытие. Какие там кольца всевластия или плащи-невидимки — ещё больше предлагается человеку в обмен на раскрытие сердца Богу. Как ребёнок боится сделать первый поворот педалей на двухколёсном велосипеде, а взрослый сзади держит его и говорит: не бойся, не упадёшь, я рядом — так и тут Господь призывает человека сорвать с души покров сомнений, цинизма и смущения. «По вере вашей да будет вам».
Какие мы с вами, всё же, странные… Как глубоко повреждены грехопадением! И как милостив Господь, как терпеливо и смиренно он предлагает нам верить Ему, доверять свои просьбы Его всемогуществу, не роптать и не сомневаться, когда выполнение этих просьб откладывается наперед ради нашего же блага. Сколько раз в Евангелии Он говорит о том, чтобы мы верили, чтобы любую боль сердца приносили Ему, как доверчивый малыш показывает взрослому порезанный палец или сломанный карандаш. Как важно не сомневаться в том, что Бог нас любит и хочет помочь, хочет, чтобы мы были счастливы…
«Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Удивительно правдиво звучат эти слова, и каждый из нас может применить их к себе. Мы и верим, и не верим — в этом наша проблема, наша беда. Сколько волнений, тревог и депрессий мы могли бы избежать, будь в нас твёрдое упование на Бога! Вспоминается случай, когда преподобного Паисия Святогорца хотели убить. Он видел преступников, которые притворились, что ушли, а на самом деле поднялись повыше по дороге и остались ждать наступления темноты. И что рассказывает этот великий святой? Вот он переоблачился, сел на стул в центре комнаты, и принялся ждать убийц. И на душе у него (задумайтесь на минутку) был мир!
Преступники не пришли тогда, но суть остаётся той же — если полностью доверяешь Богу, тебе поистине ничего не страшно (кроме греха). Ты неуязвим для пустых волнений этого мира, ты не боишься за своё завтра, не печалишься зазря о том, что ещё не наступило. Ты выше «проблем», и тебе нечего рассусоливать на лавочке перед домом, что будет с ценами на горох и как быть, если вдруг заболеешь раком. Ты веришь, что Христос — рядом, и Он всегда держит тебя за руку, и волосок с твоей головы не упадёт без Его ведома.
Вот к такому радостному бытию и стремятся христиане. Наверное, это и есть Царствие Божие, которое внутри сердца, и которого можно достичь уже здесь, на земле. «Когда мы связаны со Христом абсолютным доверием, тогда мы счастливы и радостны. Мы тогда пребываем в райской радости», — говорил об этом преподобный Порфирий Кавсокаливит.
Понятно, совсем не просто полностью довериться Христу. В одночасье — точно не получится. Но поработать ради такого стоит. И одно из главных средств к достижению этой цели (которое и само в какой-то степени цель) — попытка искреннего разговора с Богом, призывание Его святого Имени.
«Будем верить, чтобы молиться, и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!» — раскрыл как-то раз блаженный Августин секрет стяжания веры, и в возгласе отца бесноватого отрока мы видим то же самое: он говорит «Верую!», имея в виду, что есть в его душе чуточка этого сокровища, а потом добавляет молитву-прошение: «Помоги моему неверию!».
Всякий раз, когда сердце наше омрачится унынием, когда жизнь вокруг покажется серой и противной, когда будущее вдруг начнёт представляться в чёрных красках — не забудем вспомнить, что это нападение лукавого, и отбиваться от него надо горячим воззванием к Богу. Солдатами нам надо быть, мужественными и твёрдыми солдатами, не оборачивающимися назад. Старец Паисий, которого мы сегодня вспоминали, был именно таким. Даже рука его правая уставала от бесчисленного множества крестных знамений, а он… Верно, перекладывал меч молитвы в левую, и крестился ей. «Наш Бог — это не басня, подобная басням о Зевсе, Аполлоне и тому подобных «богах». Наша вера — истинная и живая», — говорил этот подвижник, и мы с вами в минуты сомнений да не будем забывать об этом.