Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы чтим Крест и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест — величайшая слава и сила, ибо вся наша сила — в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша — в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил даже умереть между злодеями и разбойниками.
Преподобный Симеон Новый Богослов
Богослужебные песнопения
Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздися, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе!
«Ты искупил нас от законного проклятия драгоценной Твоей Кровью; будучи пригвожден ко Кресту и пронзен копьем, Ты источил бессмертие людям. Спаситель наш, слава Тебе!»
О великой тайне Искупления
Чрезвычайно, божественно, дивно и всякое чудотворение Христово, но всего дивнее Честный Его Крест.
Преподобный Иоанн Дамаскин
Если бы не было Креста, то Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то не истекли бы из ребра потоки бессмертия, кровь и вода, очищающие мир.
Святитель Андрей Критский
За нас пострадал бесстрашный Владыка, за нас распят Единый Безгрешный… за нас нечестивых предан смерти Христос Спаситель наш.
Преподобный Ефрем Сирин
Не по той ли причине Он (Христос) предан был смерти, что ненавидел грехи? Для того, чтобы изгладить их (грехи), Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: «поднял» или «вознесет»? Для того, чтобы обозначить Крест, потому что на Нем был пригвожден ко Кресту грех: крестом были разрешены грехи.
Святитель Иоанн Златоуст
Христос именуется «избавлением» (1Кор. 1, 30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление. В очистительную жертву за вселенную.
Святитель Григорий Богослов
Христос, по воле Отца, соделался человеком ради спасения верующих в Него, и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертью и воскресением победить смерть.
Святой мученик Иустин
Христос даровал нам эту благодать, сообщив нам дар Своего милосердия, победив смерть Крестом Своим, искупив верующих ценою Своей Крови, примирив человека с Богом Отцем, оживотворив небесным возрождением.
Святитель Киприан Карфагенский
Помяни Христа в вертепе и в темнице — и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом. Помяни Христа, обнаженного и облекаемого в одежду поругания — и для тебя не желательна будет изящная одежда. Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества. Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с креста молитву и за тех, которые вознесли Его на крест: и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.
Святитель Филарет, митрополит Московский
О крестной смерти Спасителя
Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную? Кто это спрашивает, тот пусть ведает, что сия именно, а не иная какая-либо смерть могла быть спасительною для нас, и ее-то претерпел Господь для нашего спасения. Ибо если Он пришел для того, чтобы Самому на Себе понесть бывшую на нас клятву, то каким бы иным образом соделался Он клятвою, если бы не понес смерти, бывшей под клятвою? А такая смерть и есть крестная, ибо написано: «Проклят всяк, висяй на древе» (Гал. 3, 13). Во-вторых, если смерть Господа есть искупление всех, если ее разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2, 14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками.
Святитель Афанасий Великий
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Зависть не только имеет тяжелые последствия для человека завистливого, не только причиняет ему боль и реальные страдания. Зависть ― это социально опасный порок, потому что очень часто именно зависть является причиной интриг, конфликтов, скрытых и открытых войн, революций. Известно, что историческая наука, объясняя те или иные страшные события в человеческой истории, обычно отталкивается от так называемых объективных обстоятельств: мол, стечение политических, экономических, еще каких-то иных факторов и привело к тому или иному трагическому развитию событий. Наука не учитывает такой фактор, как действия завистников. А ведь на самом деле сколько несчастий и сколько горя было в истории, сколько несчастий и сколько горя происходит и в наше время от того, что один завидует другому, одна группа людей — другим, одни народы — другим! Неслучайно, что именно зависть явилась причиной первого пролития крови: завистник Каин был первым, кто поднял руку на другого человека, на брата своего, движимый чувством зависти.
Слово митрополита Феофана
Представьте, как непорочный Сын Божий, Христос Бог пришел, чтобы спасти мир. Он Богочеловек, а значит, для Него страдания были реальны, но были гораздо более мучительны. О скорбях, которые встречаются нам в жизни, мы можем сказать вместе с разбойником, который обратился к своему собрату на кресте: «Что ты делаешь, Кого хулишь? Он праведник! Он исцелял хромых, слепых, глухих, воскрешал мертвых, а мы, люди, Его распяли! Мы страдаем по делам нашим, за наши грехи, а Христос страдает за нас». И Он страдал не призрачно, как учили еретики, а реально.
Вот Он молится в Гефсиманском саду перед тем, как пойти на крестные страдания, молится до кровавого пота. О чём Он просит Отца? «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). Он с ужасом предвидел, что Ему придется испытать, и Его сердце содрогалось. Мы не знаем, как Отец ответил Ему, но после этой молитвы Христос сказал: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42) и взошел на крест. И будет в Гефсиманском саду предательство Иуды, будут поругание у жестоких римских воинов, венец терновый на голове, биение палками. Наш Творец страдал за нас.
А затем был крест для измученного, избитого, поруганного, оставленного учениками Христа. Даже Петр бежит и отрекается от Учителя, говорит: «Не знаю Сего Человека». Совсем недавно Он входил в Иерусалим после того как воскресил Лазаря. Народ кричал: «Осанна!», — прославляя Его как триумфатора, как царя. Бросали одежды, цветы под ноги осла, на котором Он ехал. Но не остыл еще от восклицаний воздух, как та же толпа закричала Пилату: «Распни Его!». Распни Христа, Который исцелял, изгонял бесов, воскрешал. Ему вы восклицали «осанна», прославляли Его. И вот уже дикий рёв: «Распни праведника Христа и отпусти Варавву разбойника». Умывает руки Пилат, а весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:25).
Крест, который Он нес, был тяжелым. Его делали таким, чтобы тело можно было пригвоздить и поднять. Христос падает и Ему помогают нести крест. И на Голгофе на крест кладут Христа, воины прибивают гвоздями руки и ноги Того, Кто сотворил мир. Невыносимые страдания, тело разрывается под своей тяжестью. Звучат насмешки: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста! Ты говорил, что Тебе всё возможно, Ты воскрешал других. Где Твоя Божественная сила?». Прибили над Ним дощечку: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И останется Он распятым царем, но не иудейским, а Царем — Творцом мира, неба и земли.
Священное Писание
Бытие. IX, 8—17
8И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
12И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
14И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
17И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.
Притчи Соломона. XII, 8—22
1Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.
2Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.
3Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, 4ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
5Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.
6И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.
8Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
9И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!