«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10), — гласит восьмая заповедь блаженства. О какой же правде в ней идет речь? Может быть, о житейской, служебной или общественной? Может, людей изгнали за то, что они не позволяли выгуливать собак без намордника, припарковывать автомобили на детской площадке и неустанно боролись за свои права? Нет, это все — не о том.
Сущность истинной правды
Так о какой же правде говорил Господь, обещая изгнанным за нее Царство Небесное? Святой Исаак Сирин писал о ней: «Милосердие и правосудие в одной душе — то же, что человек, который в одном доме поклоняется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин… А милосердие ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает злом, и, кто достоин добра, того преисполняет с избытком. Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие — в одной душе».
Об осмысленном несении жизненного креста
Есть хорошее изречение: «Требовать своих прав — дело правды, жертвовать ими — дело любви». Божия правда есть только там, где есть любовь. Где нет любви, там нет правды. Если человеку с безобразной внешностью кто-то скажет, что он уродлив, то формально он будет прав. Но Божией правды в его словах не будет. Почему? Потому что здесь нет любви, нет сострадания. Зачастую правда Божия и правда человеческая — совершенно разные вещи. Без любви нет правды, даже если все выглядит вполне справедливо. И, наоборот, там, где даже нет справедливости, но есть действительная любовь, снисходящая к недостаткам ближнего и проявляющая терпение, присутствует истинная правда.
Преподобный Исаак Сирин приводит в пример Самого Бога: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах, паче Он благ и благостен». (Лк. 6:35). Господь Иисус Христос, будучи праведником, пострадал за неправедных и молился с Креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Вот, оказывается, за какую правду действительно можно и нужно пострадать — за любовь к человеку, к истине, к Богу, за исполнение заповедей Божиих. Только в этом случае гонимые за правду наследуют Царство Небесное.
Тернистый путь истины
Конечно же, мы не можем говорить о том, что каждый христианин обязательно должен быть гоним на протяжении всей своей жизни. Но любой православный, несомненно, будет — в то или иное время — нести такой крест.
«Отчего же такая уверенность?» — спросите вы. А уверенность эта следует из истории апостольских времен, когда были первые гонения на христиан. И из взгляда на нравственные ориентиры современного человека. Современные люди уважают силу и умение жестко отстаивать свои интересы; они не хотят брать на себя какие-либо заботы и ответственность; они не хотят признавать своей греховности, и убеждают себя, что у них все в порядке. Этот список можно продолжать еще долго. И в то же время у современного человека вызывают раздражение такие качества, как кротость, смирение, долготерпение, милосердие, забота о чистоте совести. Все эти качества явно противоречат современным мирским ценностям, потому как «мир весь во зле лежит» (1Ин. 5, 19). И поэтому, когда мирское понятие соприкасается с христианским, между ними всегда возникает искра, конфликт, негодование и, как результат — гонение. Это подтверждает и апостол Павел: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3, 11-12).
Испокон веков существует непримиримая ненависть между добром и злом, между праведностью и грехом, между светом и тьмой, между истиной и ложью. Поэтому были, есть и будут поношения и гонения за правду, за веру Христову до самого скончания мира.
История помнит много имен и гонителей, и гонимых. Первым из них был Каин, убивший Авеля за его благочестие. Злонравный Исав гнал кроткого своего брата Иакова. Дети Иакова гнали брата Иосифа и продали его в Египет за его добронравие. Кроткого Давида до смерти гнал несчастный Саул. Иудеи гнали и били камнями пророков своих, обличающих их беззаконную жизнь, и, наконец, убили величайшего Праведника и нашего Спасителя — Господа Иисуса Христа. После вознесения Спасителя открылся длительный период страшных гонений на последователей Иисуса Христа. Среди них — имена многих великих святых: святого Афанасия и Мелентия Антиохийского, Олимпиады Благочестивой и святого Василия, Иоанна Златоуста и патриарха Гермогена… Список этот неисчислим. Потому что каждого человека, который пытается жить в мире и согласии с Богом, силы тьмы хотят искусить и совратить с истинного пути послушания Законам Божиим.
Плоды гонений
Потому все эти гонения за правду как происходили, так и будут происходить. Не за правду вообще — житейскую, служебную или общественную, а за самую насущную для человека — правду Христа. Потому что только эта правда отвечает основным запросам человеческого духа и только она помогает по-настоящему разрешить и все остальные запросы (или правды) человеческой жизни: житейско-семейные, служебно-трудовые и социальные. Мудрый Иоанн Златоуст толкует плоды гонения таким образом: «Подобно тому, как растение быстрее растет, когда его поливают, так и вера наша сильнее расцветает и быстрее умножается, когда подвергается гонениям».
Ненависть мира
Но как ранние христиане были сильны верой в Бога, не испугавшись гонений и не отступив от Иисуса Христа, так и современных христиан не должны пугать страдания. Ничто и никто не может повредить человеку, если он любит Иисуса Христа и следует Его учению. Господь будет с таким человеком во всякое время и во всяком месте, охраняя и утешая его. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5). И понимая, что сему надлежит быть, и что Господу угодно, чтобы мы шли путем благочестия и добродетели, все скорби, лишения и гонения эти нужно переносить с мужеством и благодушием, преодолевая все преграды с непоколебимым терпением.«В терпении вашем стяжите души ваша», — говорит Спаситель.
И тот, кто станет участником страданий Христовых, станет участником победы и славы Христовой. «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17). В Библии о гонимых за правду говорится так: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7:14-15).
Благоразумие и награда
Однако, любя и высказывая смело святую правду, и ненавидя неправду или грех всякого рода и обличая их с кротостью и терпением, не нужно забывать и о благоразумии. О том благоразумии, которое требует не всегда и не всякому высказывать правду. Ведь порой бывает так, что слово правды может ввергнуть человека в явную опасность, и при этом пользы от нее не выйдет ровно никакой. В таком случае лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, или послал могущих и способных людей обличить неправду. Потому что и добродетель порой требует умеренности и благоразумия, а без нее либо уже и не добродетель, или теряет свою ценность.
«Один из признаков истинности Церкви — постоянные гонения на неё»
Духу времени обыкновенно враждовать против Духа Христова. И путь благочестия и добродетели труден и тернист. Но во всех скорбях и любых неприятностях, испытываемых ради Христа, да будут утешением всем слова Господа нашего Спасителя: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное».