28 октября [10 ноября по н.ст.] 1917 года Всероссийским Церковным Собором вопрос о восстановлении на Руси Патриаршества был решен положительно и 5 (18) ноября Его Святейшеством Патриархом всея России избран митрополит Московский Тихон. Предлагаем вашему вниманию корреспонденцию из Соборной Палаты члена Поместного Собора, профессора Казанской духовной академии Леонида Писарева.
Буднично-деловая жизнь Всероссийского Церковного Собора ознаменовалась событием, которое несомненно составить эпоху в истории Русской Церкви. После 217-летнего периода вдовствования Церковь получила, наконец, своего канонического вождя-патриарха.
Идея патриаршества давно уже носилась в сознании русского общества; особенно же рельефно она стала выявляться в период реформационных течений, совпавшим с эпохой 1905—1906 годов, когда в так называемом предсоборном совещании был поставлен на очередь общий вопрос об оживлении церковной жизни во всех сферах ее проявления. Совершенно правильно рассуждало предсоборное совещание, что в восстановлении патриаршества заключается одно из важных условий оживления церковной жизни, упорядочения ее административного строя, приведения последнего к гармоническому единству, предусмотренному канонами церковными. Правда, работами предсоборное совета, заседавшего в Петрограде минувшим летом 1917 года, в трактате о высшем церковном управлении идея патриаршества совершение исключается, — вероятно, потому, что она показалась его членам несовместимой с условиями текущего политического момента. Но собор Всероссийской Церкви посмотрел на дело иначе. Мысль о патриаршестве в недрах собора зародилась снова и созрела в связи с вопросом о высшем церковном Управлении. По сознанию большинства членов собора, высшее церковное управление не может быть гармонически правильно сконструировано, если не будет исходить из идеи единой главы Церкви, патриарха. Нельзя скрывать того обстоятельства, что вокруг вопроса о патриаршестве и в особом отделе о высшем церковном управлении, и в пленарных заседаниях собора, и в частных соборных кругах образовались два совершенно противоположных течения: с одной стороны — рьяных противников патриаршества, с другой стороны — не менее рьяных его защитников. Между членами той и другой партии все время шла ожесточенная борьба, уснащенная целым арсеналом всевозможных доводов — церковно-исторических, канонических, общественно-бытовых. И эта борьба, занявшая в пленарных заседаниях собора весь почти октябрь месяц, вероятно, и еще долгое время продолжалась бы, если бы зловещие московские события последних дней сразу не перевели вопрос о патриаршестве на более реальную почву. Гром пушек, треск пулеметов, щелканье винтовок, — все это, происходившее буквально над головами соборян, заставило их глубоко призадуматься над судьбами Церкви и понять ту истину, что в мрачную годину лихолетья объединение всей Русской Церкви в личности патриарха, — этого «отца отцов», предстателя Церкви, ее печальника, а, может быть, и невольного страдальца за ее идеалы, есть неотложное дело церковно-общественного строительства. Как бы то ни было, но в самый разгар московской братоубийственной распри, когда Кремль с его неисчислимыми богатствами церковно-археологического и исторического значения безжалостно расстреливался пушками, бесконечные прения о патриаршестве, по единогласному почти постановлению членов собора, были, наконец, прерваны, хотя оставалось еще около 50-ти записавшихся ораторов. Было сделано постановление (почти единогласное) о необходимости немедленно же приступить к вотированию вопроса о патриаршестве и избранию самого патриарха.
Собор 17-го года. Как между двумя революциями в России появился Патриарх
28 октября в данном отношении было историческим днем. При оглушающем реве пушечной канонады, начавшейся еще накануне (27 октября), в пленарном заседании, собора почти единогласно было принято решение — восстановить патриаршество на Руси на следующих основаниях, которые выражены в четырех пунктах соборного постановления:
1. Высшая власть в Российской Церкви принадлежит Поместному Собору, созываемому периодически в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстановляется патриаршество, которым возглавляется управление церковными делами Российской Православной Церкви.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен собору.
Вместе с этим было постановлено — немедленно же, в понедельник 30-го октября определить путем тайной подачи голосов список кандидатов на патриарший престол, из которых затем и выбрать троих кандидатов с тем, чтобы чрез жребий во время торжественного богослужения выявить, наконец, личность патриарха Всероссийской Церкви.
30 октября все заседание Собора было посвящено исключительно подаче записок с именами желательных кандидатов в патриархи. Было выставлена записками всего 25 кандидатов, которые по количеству полученным голосов располагаются в таком порядке: архиепископ Харьковский Антоний — 101 записка, архиепископ Тамбовский Кирилл — 27, митрополит Московский Тихон — 23, митрополит Кавказский Платон — 22, митрополит Киевский Владимир — 13, архиепископ Новгородский Арсений—14, архиепископ Кишиневский Анастасий — 13, протопресвитер Г.И. Шавельский — 13, архиепископ Владимирский Сергий — 5, архиепископ Казанский Иаков — 3. архимандрит Иларион (проректор Московской академии) — 3, А. Д. Самарин — 3, архиепископ Ярославский Агафангел—2, архиепископ Американский Евдоким — 2, епископ Уфимский Андрей — 2, архиепископ Полтавский Феофан — 2, митрополит, бывший Петроградский, Питирим — 1, епископ Омский Сильвестр — 1, архиепископ Астраханский Митрофан — 1, архиепископ Воронежский Тихон — 1, архиепископ Холмский Евлогий — 1, епископ Калужский Феофан — 1, епископ Смоленский Феодосий — 1, епископ Екатеринославский Агапит — 1, протопресвитер Н.А. Любимов — 1.
Из состава намеченных лиц был произведен выбор трех кандидатов. При чем первое голосование дало только одно лицо—архиепископа Харьковскаго Антония, получившаго абсолютное большинство голосов, а именно 159 при 307 голосовавшим членов. Остальные кандидаты получили: арх. Арсений 148 голосов, митрополит Тихон 125, митрополит Платон 111, арх. Кирилл 102, протопресвитер Г. И. ПИавельсвий 75, арх. Анастасий 77, митр. Владимир 59, арх. Сергий 14, арх. Иаков 9, арх. Агапип 5. архимандрит Иларион 4 п еще несколько лиц, получивших меньшее число голосов.
Второе голосование точно также в результате дано одно лицо — архиепископа Арсения, получившего абсолютное число голосов, а именно 191 при 305 голосовавших членов. Остальные кандидаты получили: митрополит Тихон 137 записок, митрополит Платон — 97, архиепископ Кирилл — 77, архиепископ Анастасий — 33, митрополит Владимир — 26, протопресвитер Г.И. Шавелский — 24, архиепископ Андрей — 4, еще несколько лиц по 1 голосу.
Наконец, третье голосование дало и третьего кандидата — митрополита Тихона, получившего абсолютное большинство голосов, а именно 162 при 291 голосовавших членов. Остальные кандидаты в это голосование получили следующее количество записок: митрополит Платон — 74, архиепископ Кирилл — 35, архиепископ Анастасий — 11, митрополит Владимир — 7 и т. д. по небольшому количеству записок еще несколько лиц.
Таким образом троицу кандидатов составили: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон.
Днем выбора патриарха из трех кандидатов путем внимания жребия было 5 ноября, когда уже закончилась братоубийственная борьба в Москве. В этот знаменательный день, по особо составленному церемониалу, торжество избрания патриарха было приурочено к храму Христа Спасителя, где после торжественного богослужения, совершенного 12 старейшими иерархами, 14 архимандритами, митрофорными протоиереями и целым сонмом духовенства, в присутствии всех членов Собора, пред началом молебна состоялось вынимание жребия. Для этой цели пред Владимирской иконой Божией Матери, нарочито принесенной из Успенского собора, был поставлен на аналой особый ковчежец с тремя вложенными в него жребиями трех намеченных кандидатов. В качестве ассистентов при вынимании жребия присутствовали, кроме служащих иерархов, шесть особо избранных членов Собора — от клириков: протопресвитер Н. А. Любимов, протоиерей Э. И. Бречкевпч и священник Чернявский, а от мирян: профессор И. И. Соколов, профессор П. Д. Лапин и крестьянин И. И. Малов. Вынимание жребия было поручено произвести иеросхимонаху старцу Алексию, который, совершив молитву, трясущимися от волнения руками и вынул жребий — митрополита Тихона. По возглашении митрополитом Владимиром имени новоизбранного Патриарха, весь народ, во множестве наполнявший храм, воскликнул традиционное: аксиос. Это была наиболее торжественная минута: чувствовался какой-то особый подъем души. Заметно было на лицах молящегося народа сознание особенной важности переживаемого момента.
Благодарственным молебствием и провозглашением многолетия Высокопреосвященному митрополиту Тихону, Святейшему Патриарху Всероссийскому, и закончилось богослужение.
По церемониалу, все три кандидата на патриарший престол при богослужении в храме Христа Спасителя не присутствовали, а находились у себя в покоях. Депутация, состоящая из старейших иерархов и шести ассистентов, тотчас же после окончания молебна отправилась в покои новоизбранного Патриарха с извещением о состоявшемся акте его избрания и для принесения поздравления.
21 ноября последует так называемая интронизация, т. е. возведение патриарха на престол в Успенском соборе, где собственно и должно было бы совершиться, по традиции, самое избрание. К сожалению, на этот раз традиция была нарушена в силу особых политических событий момента. Успенский собор во время последней братоубийственной борьбы оказался разгромленным, как и все другие Кремлёвские святыни: крупным снарядом пробит свод собора и осыпавшимся щебнем загрязнен его пол и внутренние помещения. Предполагается, что к 21 числу храм будет отремонтирован и очищен.
Москва, 6 ноября