Протоиерей Виталий Марфушкин: «С верой в Бога жить легче»

8485
Фото

1 июня 2020 года отошел ко Господу почетный настоятель храма Ярославских чудотворцев города Казани протоиерей Виталий Марфушкин. Один из старейших священников регулярно служил в церкви на Арском кладбище, окормлял и наставлял целые поколения. Предлагаем вашему вниманию архивный материал, посвященный памяти новопреставленного священника.


Начало пути

Я из верующей семьи. Родился в Москве 23 февраля 1937 года. В этот год проходила перепись населения, и переписчики спрашивали о вере. Мама меня записала православным. Во время Великой Отечественной войны нас эвакуировали в Казань, мы переехали к родственникам в Нижний Услон. Так здесь и остались.

В этом селе жил священник, скажем так, незарегистрированный. Хотя сельсовет о нем знал и разрешал ему служить по домам. Я к нему бегал — так и узнал много нового о Православии. В то время я думал, что священник — это святой. А затем я прочитал книгу «Патриарх Сергий и его духовное наследство», и после этого мне захотелось стать священнослужителем.

В школе особых проблем не испытывал: политизированные учителя и ученики ко мне относились спокойно. После школы мы с товарищем, отец которого был прокурором, решили поступить в сельскохозяйственный институт. Я поступил, а мой друг — нет.

В институте я проучился четыре года. Все это время посещал храмы. То Никольский собор, находящийся на улице Баумана, то храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Однажды я поехал в Москву, в которой с детства не был, и зашел там в Елоховский собор. Мне одна бабушка говорит: «Вот семинарист». Я спросил у нее, где находится семинария. Решил туда поступить, хотя в то время я еще учился в сельскохозяйственном институте в Казани. После того, как вернулся из Москвы, меня тут же вызвали на Черное озеро — в управление НКВД. Черное озеро для казанцев значило то же, что и Лубянка для москвичей. Там меня уговаривали отказаться от веры. Весь институт знал, что я верующий, а партийный организатор говорил студентам: «Среди нас появился пуп!».

Вскоре начали выходить статьи ученого Ленинградской духовной академии Александра Осипова, в газете «Правда» опубликовали его отказ от веры. И стали меня обрабатывать, чтобы и я отказался. Я стоял на своем, поэтому меня исключили из института. Поставили двойки по философии и экономике, потому что я первичным считал Бога, а преподаватели — материю…

Путь к священству

После этого я стал помогать священнику. Дальше было осуждение архиепископа Иова (Кресовича), которого заменил епископ Михаил (Воскресенский) в 1960 году. Владыка дал мне хорошую характеристику для семинарии, но там меня даже не допустили к экзаменам. Почему? Не знаю.

Затем владыка Михаил решил взять меня к себе — помощником в Никольский кафедральный собор. Начиная с 1960 года, я там пономарил, нес послушание в ризнице, в кладовке, затем читать начал, а в 1964-м меня рукоположили во диакона. Четыре года пономарил и четыре года служил дьяконом, а в апреле 1968 года архиепископ Казанский и Марийский Михаил рукоположил меня во священника. С тех самых пор и служу.

Хочу сказать, что вера в безбожное время сохранилась благодаря нашим дорогим бабушкам. За молодежью тогда сильно следили, чтобы она не стала посещать церковь. Нельзя было совершать требы на дому, разрешали только Причастие, а старосты еще и налог брали с этого.

Крещение и венчание находились под запретом. Молодежи ничего не разрешали, а бабушки ничего не боялись и вопреки запретам посещали службы. За молодежью же следили, и даже существовал «регламент», определявший, что можно говорить в алтаре, а что нельзя. Проповеди — только как у Московского патриархата, потому что их проверяли все надзорные ведомства. Например, нельзя было говорить «еврей» — следовало говорить «иудей». В этом отношении свободы не было. В храме часто стояли люди из НКВД и из исполкома, и еще уполномоченный по делам религии за всем следил.

Поспокойнее уполномоченный стал в 90-е. В эти тяжелые для страны годы у нас все было относительно спокойно. Только однажды украли Евангелие с престола и милиционера убили, охранявшего закрытое кладбище.


Как удалось сохранить веру

У верующих не должно быть страха — не надо бояться, что что-то случится. Бабушки были настойчивы, они всегда ходили в храм. Никольский собор даже во время войны, когда не было отопления, заполнял народ. Сначала выпускали с ранней Литургии, и только после этого пускали на вторую. Люди приезжали из Кощаково, из Пестрецов и других районов. Алтарник Иван Тимофеевич рассказывал, что верующие ломали двери, чтобы пробиться в церковь, а власти запрещали ее ремонтировать. Властям было выгодно, чтобы храм быстрее развалился. Вот такие времена были.

Жизнь с Богом

Мне кажется, та самая личная встреча с Богом у меня не была спонтанной. У меня никогда не было сомнений в том, что Он существует.

В детстве просто догадывался, а прочитав много православных книг, понял, что Бог все слышит и все знает. Знает все дела и мысли.

Протоиерей Виталий Марфушкин: «Сам Бог меня вел»

Протоиерей Виталий Марфушкин: «Сам Бог меня вел»

Передо мной стоял выбор — черное духовенство или белое. Я женился, потому что один я бы не смог. Надо быть честным. Моя матушка пела в хоре Никольского собора, там познакомились, пообщались и поженились. Всякое в жизни бывало, но Бог вел. Говорят, «с полуслова друг друга понимают», но у нас не всегда так было. Со временем я понял, что человеку надо иметь веру и терпение. У нас трое детей, жизнь прошла ладно и хорошо. Слава Богу!

Как жить?

Скажу вам точно: с верой в Бога жить легче. Но веру надо подкреплять делами. Можно верующим называться, а Бога в сердце не иметь. Господь иногда так ведет нас по жизни, что мы главного не видим.

Меня Господь так сохранял, что даже при попытках греховных я просто не мог ничего сделать. Надо иметь благочестие, благоговение ко всему святому, иметь страх Божий, воспитывать его в себе. Помню, в молодости много соблазнов было. В жизни всегда пригодится умение стоять на своем. Вера должна быть не только в уме, но и в сердце, а молитва должна быть умственно-сердечной. Умом-то мы разумеем, а вот сердцем не всегда. Ко Причастию правило и его не «читают». А надо молиться с покаянием и со смирением! Но смирение должно быть не раболепное. Необходимо работать везде не для галочки, а с любовью. Желаю все делать с любовью и крепко хранить веру!

Новости по теме

«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»
Публикации 25 августа 2024
«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»

В то время, как Он молился, лодка с апостолами оказалась в эпицентре страшной бури. Господь видя, что ученики в опасности, пошел к ним по воде, как по суши. Ученики, увидев Его, идущего по бушующим волнам среди разъяренного ветра, подумали, что это призрак и закричали.

Суеверия — ложная вера
Публикации 17 мая 2024
Суеверия — ложная вера

К сожалению, в церковном обществе издревле и по сей день сохраняется такая прискорбная вещь, как суеверия. Что же это такое?

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев
Публикации 11 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Бессоново Тетюшского района РТ.