В седьмое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем святых отцов Первого Вселенского собора. Почему так важно не забывать об этом событии, что Церковь даже установила особое празднование в воскресный день между Вознесением и Пятидесятницей? Как собрание епископов, случившееся больше полутора тысяч лет назад, связано с нашей жизнью? Часть ответов на эти вопросы — в материале.
Вообще, мы верим в Церковь. То есть не только верим в Бога. Но ещё и в Церковь верим. А что такое Церковь? Подробнее поговорим об этом в день её рождения — через неделю, — а пока вспомним несколько определений Церкви, данных нам в Символе веры.
Стоит ли верить Арию
Мы поём на Литургии, что Церковь наша — единая, святая, соборная и апостольская. Все эти качества были явлены и на Никейском соборе 325 года. Тогда наметилась большая смута, церковный деятель Арий предложил собственную философскую схему осмысления Пресвятой Троицы — и против распространения ложной системы вероучения восстали епископы самых разных стран. Они и собрались, созванные в Никею императором Константином, чтобы решить, кто прав и кто виноват, стоит ли слушать Ария, или его богословскую схему надо отбросить как неверную.
Вот здесь нам открывается очень важный аспект христианства. Ведь иногда кажется, что главное — молиться Богу, жить по заповедям. А всё остальное — лишние умствования. Что изучать особо ничего не надо. Что богословие — удел избранных фанатиков. Что тайну Пресвятой Троицы — единства в троичности — не понять всё равно человеческому уму. Не осмыслить это никогда, и значит, не надо осмыслять.
Но ведь Господь Себя открыл человечеству именно как Троицу! Зачем же тогда? Чтобы мы сказали: да всё равно в голове у нас это не укладывается, и забыли об откровении? Конечно, нет. И всем нам обязательно надо коснуться богословия — начать с книги «Закон Божий», а потом посмотреть — каких глубин потребует ум, что читать дальше, кого слушать и с кем разговаривать.
Церковь — не только сердце, но и голова
Говорят, что в том Первом соборе принимал участие святитель Николай Чудотворец — и будто бы даже он настолько был разгневан лжеучением Ария, что дал тому публично пощёчину, и был наказан за это заключением. Не знаем точно, правда это, или нет — но факт остаётся фактом, история такая в Церкви хранится. И она — лишнее подтверждение тому, что всё, друзья, серьёзно. Что Церковь — не только сердце, но и голова. Что христианину мозги надо включать. Надо понимать что-то, копаться в глубинах церковных знаний, осмыслять и сопоставлять, думать, спорить и рассуждать. Книжки умные читать, в конце концов, надо.
Иcтина дороже
Семь вселенских соборов (с сотнями епископов из самых разных стран на каждом) были в истории нашей Церкви. Именно на этих съездах (как бы сейчас их назвали) формировалась точная и глубокая система догматики, тщательно конструировался идейный аппарат вероучения — и простая вера экс-рыбаков, а сегодня апостолов превращалась в стройное здание Истины.
Ведь мы ж не протестанты с вами. Это у них «своя правда» возведена в норму. Каждый толкует Евангелие по-своему, и никто в этом греха не видит. Такой некий европейский плюрализм мнений и мировоззрений — думай, как хочешь, главное мне не мешай. Наша же Церковь потому и единая, что за каждую буковку в Символе веры на соборах пот и кровь проливались, что Святой Дух являл свою силу, и решения епископов оказывались не много не мало — ответом человечеству Самого Господа Вседержителя. Ведь Он — Истина. А истин много не бывает — всего одна, зато — единственно правильная.
И мы с вами в этом плане — счастливые люди. У нас ведь за плечами — не книжки фантаста Рона Хаббарда, не проповеди новоявленного пастора из какого-нибудь американского городка, не многоэтажные сказания индийских племён. У нас — чистое, как хрусталь; точное, как швейцарские часы; умное, как сто профессоров Эйнштейнов в пору расцвета сил; глубокое, как Вселенная — истинное православное вероучение.
О чём до хрипоты спорили на вселенских соборах
Православие уникально тем, что здесь каждый найдёт себе меру — и неграмотный темнокожий из африканского племени, и учёный-ядерщик из Сарова. Развитие интеллекта роли не играет — все мы от единой Чаши причащаемся, всем открыт вход на Небо на Литургии — самое важное, самое высокое доступно всем. Но вот по части богословских глубин надо помнить — для каждого своя мера, у всех она разная.
Протоиерей Алексий Чубаков: «Нужно стремиться познать Бога через Священное Писание и Священное Предание, сохраняющиеся в Церкви»
Женщинам, к примеру, которые воцерковились раньше всех в семье, нельзя забывать: если им с лихвой хватает ликующего солнца на иконостасе, чудесного аромата ладана, умилительных песнопений, простенькой проповеди пожилого настоятеля — то мужьям подавай что потвёрже. Что им надо не только сердце занять верой, но и ум. То есть мужьям, с опаской забегающим в храм поставить свечку, стоит подсунуть какие-нибудь лекции профессора Осипова, или другую (жёнам виднее, какую) пищу для ума.
А вообще, понимать, о чём же до хрипоты спорили отцы Первого Вселенского собора, интересно будет всем. Это как с кулинарией — сначала просто яичницу жаришь, а потом потихоньку добираешься и до тортов домашнего приготовления. И ведь какой большой и загадочный мир, пахнущий свежим тестом, ванилью и изюмом, скрывается в сердце у каждой хозяйки. А кто-то вязать любит — и тоже все тонкости чулочно-носочного мастерства знает. А огород? Тоже — не просто посадить семена и собрать урожай, а множество знаний и сил требуется.
Так и с Православием. Стоит начать — и потихоньку заинтересуешься, втянешься, и будешь им жить. Только наука эта в тысячи раз важнее тортов, свитеров и моркови. А потому надо её изучать, надо. Кто не смотрит «Союз» — начинайте скорей. Кто не ходит на приходские собрания по изучению Евангелия — записывайтесь. Кто читает Даниэлу Стил — бросайте книжки в топку, и хватайтесь сначала за «Несвятые святые», а дальше как пойдёт.
Воины ополчения Господа, молитесь за нас!
Давайте включать ум! Ведь у нас Церковь — святая, и надо хотя бы знать, что такое святость, и почему на Литургии нас всех называют именно святыми. Церковь у нас — апостольская, так кому, как не нам, разбираться в тонкостях посланий Петра и Павла? Церковь у нас — соборная, а значит, мы плечом к плечу стоим, и в наших рядах — великие святые, так разве не стоит поговорить с ними, прочитав их книги? Церковь у нас — единая, и нам надо знать, в чём это единство заключается.
С праздником, с Днём святых 318-ти богоносных отцов Первого Вселенского собора! Вечером в субботу мы обращаемся к этим великим христианам с восхищёнными словами церковного песнопения: «О божественный полк, богословесные воины ополчения Господня, яркие звезды мысленной земли, неприступные башни таинственного Сиона, благоухающие миром райские цветы, золотые уста Слова, похвала Никеи, украшение вселенной! Ходатайствуйте усердно о душах наших!».
Вот помолятся за нас святые отцы, а мы в знак благодарности купим себе какой-нибудь катехизис, и насильно прочитаем его. Глядишь, и понравится…