Проповедь благочинного I Казанского округа протоиерея Алексия Чубакова в день памяти Святых отцов I Вселенского Собора, 12 июня 2016 года
Как мы знаем из истории, всего было 7 Вселенских Соборов, признаваемых и чтимых всей Православной Церковью. Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в одном из восточных городов Римской империи — Никее. Причиной созыва этого Собора послужило то, что ересь арианства начала распространяться во многих церковных общинах, внося смуту в жизнь христиан. В 313 году императором Константином Великим был издан Миланский эдикт, в котором говорилось, что должны прекратиться всякие гонения на Христианскую Церковь, что христианство признается полноправной религией, которая может распространять свое учение. Всякие гонения, существовавшие на протяжении трех столетий, прекращались по повелению императора, вскоре, с помощью Божией, ставшего единоличным правителем Римской империи.
И вот только закончились гонения, как новые волнения уже внутри самой Церкви стали беспокоить христиан. В Александрии жил некий священник, очень образованный человек по имени Арий, который стал учить о том, что Сын Божий — Иисус Христос — не единосущен Отцу, т.е. не является Богом, но Он лишь высшее творение, т.е. всего лишь тварь, сотворенная Богом Отцом. Казалось бы, какая разница между такими словами как «рожден» и «сотверен», «единосущен» и «подобен»? Но на самом деле в этом есть вся суть христианства. Если мы не признаем Сына Божия Иисуса Христа Единосущным Отцу и Святому Духу, то мы нарушаем евангельское учение о Святой Троице. Если Сын Божий не единосущен Отцу, если Он сам не Бог, то уже нет одного Лица Святой Троицы. Святые отцы I Вселенского Собора, которых насчитывалось около 318 епископов, утвердили учение о Святой Троице и то учение Символа веры (который мы с вами поем за каждой Божественной литургией), где мы исповедуем Сына Единосущным Отцу и Святому Духу, исповедуем Три Лица Пресвятой Троицы, Которые имеют одну природу, одну сущность, а, стало быть, эта Божественная Троица — есть Единый Бог. Очень часто наша с вами вера не рассудительная и не умозрительная, она чаще всего строится на каких-либо впечатлениях или эмоциях.
В сегодняшнем евангельском чтении от апостола Иоанна Богослова мы слышали слова: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Евангелие не говорит, что «уверуют в Тебя», но что «узнают Тебя, Истинного Бога». Это означает, что мы с вами должны стремиться узнать Бога, познать Его. Конечно, нам не дана возможность собственным разумом познать тайну Пресвятой Троицы — это можно отчасти сделать только в лоне Церкви, ее истинного учения. И далее в сегодняшнем евангельском чтении Господь Иисус Христос, обращаясь к Богу Отцу с молитвой за Своих учеников, за Свою Церковь, говорит: «Молю Тебя, Отче Святый, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня». Это значит, что через ходатайство Создателя нашей Церкви Господа и Бога нашего Иисуса Христа, наш Небесный Отец дарует благодать Святого Духа тем, кто пребывает в лоне Церкви и вместе с Церковью постигает тайну Пресвятой Троицы.
Мы с вами знаем, что есть много людей, называющих себя христианами, но которые пребывают вне Церкви. И что мы с вами видим? Стоило Римо-католической церкви оторваться от единого древа Вселенской Церкви, как от нее самой стали откалываться разные протестантские церкви, и сейчас уже насчитывается несколько сотен различных протестантских церквей, по-своему толкующих о вере и о Боге. Это значит, что как только человек начинает мудрствовать от себя, так он рискует остаться вне лона Церкви. Если он говорит, что моя вера только в Писании и свои знания я черпаю из Писания, а Предание Церкви не в счет, то мы видим что получается. И мы с вами, памятуя слова Господа Иисуса Христа о единстве Церкви «да будут вси едино», как и Он един со Отцем и Духом Святым, должны проявить это единство, должны стремиться узнать и познать Бога через Священное Предание, через Священное Писание, которые сохраняются в Церкви.
Действительно, каждому из нас очень важно постигать Бога, не просто приходить в храм, и, как верили наши бабушки и дедушки, так и верить, не размышляя. Да, действительно важно хранить веру своих предков, своих отцов. Но мы также должны понимать: во что мы верим, как мы верим, почему мы верим именно так. Эти знания даются нам в Церкви.
Да будем же хранить истинное учение Церкви, данное нам Господом нашим Иисусом Христом, проповеданное Его апостолами и утвержденное святыми отцами Вселенских Соборов. Да будем все едины, как просил об этом Господь и Бог наш Иисус Христос.
Аминь.