Георгиевская церковь – воплощение величия России

5138
Фото

На освящение этого храма приезжал сам Петр Великий

Георгиевская церковь, стоявшая на улице Георгиевской (ныне Петербургская) была одной из самых красивых в городе. К огромному сожалению, во время войны с «опиумом для народа» (как в советские годы называли религию) храм был варварски уничтожен. На его месте был разбит небольшой сквер, в центре которого установили памятник с бюстом К.Маркса.

По древнему преданию, на месте Георгиевской церкви во времена Казанского ханства стояла армянская церковь. Сегодня это может показаться удивительным, но в мусульманской столице строились и христианские храмы. И именно в Казани уже в начале ХVI века была изготовлена одна из редких армянских рукописей — Евангелие, как указывают документы, «списанное плененным от татар армянином Василием во время нашествия их на армян в 1501 году». В свою очередь, русское книгопечатание в Поволжье, зародившееся в Свияжске и Казани в конце 1550-х годов, началось именно с переиздания армянского Евангелия.

Армянская слобода располагалась позднее и вокруг Георгиевской церкви. А собственно память об армянской колонии ханских времен долгое время сохранялась в названии одной из улиц Суконной слободы (Армянская, ныне Спартаковская).

А вот улица, на которой стоял Георгиевский храм, первоначально называлась Проломной. Позднее, в конце XVII века, она была разбита на две части. Одна из них — та, что ближе к Кремлю, стала называться Большой Проломной (ныне ул.Баумана), а другая — Кирпичной, поскольку пролегала по Кирпичной слободе (а позднее здесь выросла и Суконная) с ее многочисленными заводскими цехами и мануфактурами. Георгиевской (в просторечье Егорьевской) — по названию построенного на ней храма — улица стала называться с 1722 года, когда эту индустриализованную часть города посетил Петр I. Храм должен был прославлять победы русского оружия над Швецией в годы Северной войны, посильный вклад в достижение которой внесли и казанцы.

С 1930 года улица Георгиевская получила имя Свердлова — известного революционера и политического деятеля. Яков Михайлович начинал свою активную революционную деятельность именно в Казани. Одно время он жил на Георгиевской улице в доме Т.Михеева (ныне №29, разрушен) у своего товарища М.Михельсона. В 1905 году по его инициативе была основана нелегальная газета казанских большевиков «Рабочий» (предшественник одноименного издания 1917 года, с которого, кстати, ведет отсчет «РТ»). он же под партийной кличкой Андрей являлся и ее идейным руководителем. Газета печаталась неподалеку — на улице 1-я Гора (ныне ул.Ульяновых) в доме Беловой (ныне №49).

Самый богатый...

По сведениям церковного историко-археологического общества Казанской епархии, деревянная Георгиевская церковь была построена в 1717 году. Белокаменной она стала в промежутке между 1767 и 1788 годами. Церковь неоднократно перестраивалась, чему причиной служили многочисленные казанские пожары, а также желание прихожан расширить, благоустроить и украсить храм.

В 1825 году было перестроено крыльцо, далеко выдававшееся на улицу, сделаны два каменных входа, а под колокольней устроена часовня. Иконостасные работы выполнил прославленный иконописец Петр Гаврилов, а окраску стен и сводов — мастер Никифор Андреев. В 1863 году к приделу соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия добавился придел святого Дмитрия Солунского.

Накануне Октябрьской революции Георгиевская церковь накопила немало древнего церковного имущества, представлявшего несомненную ценность в плане изучения местного казанского искусства. Назовем лишь некоторые святыни и произведения искусства: икона святого Николая, перенесенная по преданию из армянского храма, икона казанских чудотворцев Гурия, Германа и Варсонофия, афонская икона святого Пантелеймона, напрестольный крест 1722 года, старопечатные Требник 1671 года, Евангелие 1758 года, Толковая Псалтирь 1791 года, рукопись службы святым Гурию и Герману ХVIII века. Среди колоколов Георгиевской церкви один в 1809 году был отлит казанским мастером Иваном Астраханцевым. А вот крест главного купола Георгиевской церкви — это видно и на снимке — был увенчан гербовой короной.

...и популярный храм

Поскольку эта церковь была центром густонаселенной Суконной слободы, то по количеству прихожан она занимала одно из ведущих мест в городе. Да и их состав был предельно пестрым. С одной стороны, это социальные низы, включая падших женщин, алкоголиков и других маргиналов, обитавших в основном на улицах Дегтярной и Мясницкой. С другой — богатые купцы, в том числе тайные старообрядцы. Георгиевский храм в свое время посещали многие знаменитости — будущий певец Ф.Шаляпин, будущий фаворит семьи Романовых Г.Распутин, будущий председатель СНК СССР — министр иностранных дел СССР В.Скрябин. Георгиевской церкви жертвовали купцы Дрябловы, Михляевы, Осокины, Тихомирновы. Естественно, что среди жертвователей была и армянская диаспора.

Об интересной личности, связанной с Георгиевской церковью, рассказывает семья Григорьевых. В 1810 году, сообщают они, известный казанский историк-краевед Дмитрий Зиновьев учредил при Георгиевской церкви, возле которой жил, похоронно-врачебную кассу, которая оказывала помощь малоимущим прихожанам в лечении и похоронах близких. Сам Дмитрий Николаевич обладал многочисленными талантами, главным из которых был талант писателя. В 1789 году в Москве в типографии Н.Новикова он опубликовал подробное «Топографическое описание г.Казани и его уезда». В 1807 году в Москве вышла его книга «Михельсон и бывшее в Казани возмущение», ставшая одним из первых неофициальных печатных источников по истории пугачевского восстания.

В дальнейшем Д.Зиновьев содержал губернскую типографию — первое русское издательство, печатавшее книги гражданским шрифтом. Здесь же в 1807 году он напечатал памфлет «Набат по случаю войны с французами» — это была одна из первых книг, изданных в Казани гражданской азбукой. А годом раньше по случаю войны с Францией Зиновьев организовал в Казанской губернии полувоенное формирование.

Дмитрий Николаевич имел непосредственное отношение и к появлению в нашем крае журналистики. В 1811 году он стал выпускать первую в России провинциальную газету «Казанские известия», в которой опубликовал множество заметок на разные темы.

«...Мешает уличному движению»

В документах комиссии по сохранению древних памятников дореволюционного Московского археологического общества Георгиевская церковь числилась одним из наиболее ценных и интересных памятников казанской истории. Наверное, потому отдельные попытки местных «реформаторов» на рубеже XIX-ХX веков кардинально перестроить церковь не находили поддержки общественности. И это несмотря на то, что колокольня Георгиевской церкви заметно выступала на проезжую часть и «мешала уличной перспективе». Однако это неудобство полностью компенсировалось великолепным видом казанского памятника архитектуры. При прокладке линии конки городская дума сочла возможным сделать изгиб трамвайных путей, оставив историческую панораму в неприкосновенности.

Несмотря на многочисленные природные, стихийные и социальные потрясения (наводнения, пожары, взятие города Пугачевым, революции 1905 и 1917 гг.), Георгиевская церковь простояла до начала 1930-х годов. Не вдаваясь в подробности тех событий, приведем лишь небольшой, но о многом говорящий отрывок-донос, который наши читатели отыскали в старых казанских газетах.

«В целях планировки города надо закрыть и сломать Георгиевскую церковь. На этом месте рабочие требуют устроить сквер... Противником закрытия ряда церквей, как это ни странно, является Наркомпрос Татреспублики в лице его музейной комиссии. В ведении последней находится 38 церквей (всего в городе 47 церквей, следовательно, только 9 действующих), в большинстве случаев не имеющих никакой музейной и исторической ценности. Эту косность музейной комиссии Наркомпрос должен во что бы то ни стало преодолеть... Попутно не мешает с глаз долой убрать и Георгиевскую церковь. Уж очень она глаза намозолила, стоя перед фабрикой. Особенно мешает она уличному движению. Хорошо бы на ее месте разбить сад, в котором так нуждается Суконка»...

Между прочим, сквер, разбитый на месте церкви, никогда не был популярен — ни раньше, ни тем более сейчас, когда продолжается кардинальная перестройка этого микрорайона современной Казани.

Новости по теме

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.

Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»
Публикации 10 июля 2024
Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»

Чудотворную икону Божией Матери, обретённую в Казани в 1579 году, одним из первых держал в руках казанский священник Ермолай. Именно так звали до принятия монашеского пострига будущего святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.

История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона
Публикации 9 июля 2024
История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона

В июле 1579 года в Казани случился страшный пожар. Многие жители города лишись крыши над головой. Как только стихию удалось победить, казанцы стали отстраиваться заново. Поставить дом – дело нескорое, а нужно было успеть до зимы.

История Седмиезерной Богородицкой пустыни
Публикации 9 июля 2024
История Седмиезерной Богородицкой пустыни

История обители и чудотворной Смоленской иконы