Жертвоприношение сердца

2643
Фото

Принесение жертвы стоит в центре веры, мы это видим уже в самом начале Писания: «Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт.4:3-5).

Призрел Сердцеведец во-первых на Авеля, и только потом на жертву его. Оказывается, жертвоприношение совершается внутри сердца человеческого — «жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19), — а внешняя жертва вторична и является приложением к внутренней. Так и о патриархе апостол пишет: «Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака» (Евр.11:17)! Верою, то есть, в глубине сердца своего заклал Авраам единородного, хотя и не пролилась кровь Исаака.

О вере и неверии

О вере и неверии

Собственно, вера это и есть сердечное жертвоприношение: «даждь Ми сыне, твое сердце» (Прит.23:26). И покаяние, и смирение, и благодарение — всё это непрестанное жертвоприношение Богу, совершаемое в сердце. Без него все наши «подвиги» — хождение в храм, молитвы, посты и прочее, даже и само Причастие — «не работают»! Потому что они — «прилагательное», а прилагать не к чему!

У фарисея из евангельской притчи (Лк.18:9-14) нет сердечного жертвоприношения. Внешнее есть: пост два раза в неделю, десятина от всякого приобретения, а внутреннего нет. У мытаря наоборот: нет внешнего, но есть главное — внутреннее сердечное жертвоприношение. Внешнее со временем появится, потому что оно есть видимое проявление той тайны, которая совершается в сердце верующего человека. А вот у фарисея нечему проявляться, у него телега стоит впереди лошади, а лошадь сдохла. Суть фарисейства именно в этом — не быть, а казаться! Это внешний обман, за которым прячется неверующее сердце. Это те самые отцеженные комары, за которыми не видно верблюда (Мф.23:24). От этой лукавой пагубы предостерегает нас Христос: «берегитесь закваски фарисейской» (Мф.16:11).

Богу нужна от человека жертва любви, как ответ на крестную Жертву Его любви! Не потому что Он нуждается в нашей любви, но потому что хочет, чтобы мы спаслись! А мы не можем спастись, не ответив Богу своей любовью, то есть, не отдав Ему своего искреннего, горячего сердца. Ибо любящее сердце не может быть другим! — Сыне, дай Мне твоё любящее сердце, и Я возьму его Себе в жилище, и будет Мне храмом, и стану совершать на его алтаре Тайную вечерю вместе с собезначальным Моим Отцем и животворящим Моим Духом: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк.3:20).

Новости по теме

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.