Разговор

2635

Чья-то речь заставила меня замедлить шаг ещё в тёмном коридоре церковного притвора. Разговор, по всей видимости, происходил в конце храма, у иконостаса. Напоённый ладаном воздух хоть и приглушал слова, но усиливал гулким эхом интонацию беседы. Чувствовалось, что неведомый собеседник говорил горячо, с жаром — то ли убеждая, то ли жалуясь.

«Наверное, батюшка исповедует», — почувствовала я неловкость. Как правило, на приватный разговор со священником после службы остаются в особых случаях, когда пришедший за духовной помощью человек, да и сам иерей, не ограничены временными рамками богослужебного устава. В такие моменты можно поведать батюшке свою проблему, поделиться бедой, выплакать горе. Оттого-то и не хотелось мешать, путаться под ногами.

«Приложусь к иконе и удалюсь», — решила я, помешкав, и на цыпочках, словно заранее извиняясь за своё несвоевременное вторжение, двинулась внутрь храма.

…Она стояла совсем близко к Царским вратам, опираясь руками на низенькую кованую решётку, с трудом сдерживая своё старческое согбенное тело в вертикальном положении. Чувствовалось, что стоять без опоры старушке трудно: коленочки дрожали от напряжения, спина сутуло кренилась вперёд, отчего фигура пожилой прихожанки напоминала сбоку большой вопросительным знак. Таким же вопрошающим казалось всё её устремлённое куда-то хрупкое, обессиленное годами, естество.

Не было с ней рядом никакого священника. Старушка стояла напротив огромного образа Спасителя на иконостасе и вела с невидимым Господом свою дивную беседу.

«Господи, ну прости ты нас, грешных. Пощади. Прости, несчастных», — щуря взгляд своих слабых близоруких глаз на святой лик, бабуля, казалось, разговаривала с человеком, а не молилась.

«Господи, помилуй! Господи, помилуй», — повторяющийся монолог звучал так неожиданно требовательно и дерзновенно, что казалось, будто мать в отчаянной решимости просит о своём умирающем ребенке. Эта жажда невысказанного вслух упования наполняла речь слабой женщины такой убедительностью, что становилось страшно. Словно Сам Спаситель мира стоит и незримо внимает этой слёзной просьбе.

«Господи, помилуй», — только и шептала два эти слова старушка, а выходило — что вымаливала, как погибающее дитя, собственную душу, получалось — что исповедовала всю свою жизнь.

… С этого дня, произнося вслух «Господи, помилуй», я часто вспоминаю тот случай в храме. То чудо ощущения Божьего присутствия и ту непостижимую страшную тайну чистосердечного разговора человека с Богом, которую способны были вместить эти два простых слова: «Господи, помилуй». Два великих слова.

15 октября 2016 года

Новости по теме

Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...
Публикации 25 октября 2024
Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...

Чем прославилась Седмиезерная икона? В 1654 году от чумы умирали люди, разбегались от неминуемой смерти из городов — в леса, в пустынные места. Ничто не спасало — чума была и в Казани, и в Москве, и в Ярославле.

Что нужно знать о церковной свече?
Публикации 23 октября 2024
Что нужно знать о церковной свече?

Зачем покупать и зажигать в храме свечи? Куда ставить свечу за здравие, а куда — за упокой? Можно ли гадать с церковными свечами? Можно ли купить свечу в одном храме, а зажечь в другом?

Ненависть к человеку. Как с этим бороться?
Публикации 21 октября 2024
Ненависть к человеку. Как с этим бороться?

Ненависть — это крайняя степень озлобленности на кого-то или на что-то. Неприязнь, рознь, вражда —всё это в той или иной мере синонимы к слову ненависть. Так может ли христианин ненавидеть? И если нет, то как с этим бороться?

«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»
Публикации 25 августа 2024
«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»

В то время, как Он молился, лодка с апостолами оказалась в эпицентре страшной бури. Господь видя, что ученики в опасности, пошел к ним по воде, как по суши. Ученики, увидев Его, идущего по бушующим волнам среди разъяренного ветра, подумали, что это призрак и закричали.