Каждый год во вторую Неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь праздничными богослужениями чтит память всех святых, просиявших в земле Российской и непрестанно молящихся о ней и её народе.
Помню, как-то однажды, уже после службы подошёл я в храме к служащему священнику: «Батюшка, какая сегодня служба была благодатная! Так спокойно было, тихо, никаких мыслей посторонних — только служба…» Тогда священник ответил мне: «А как ты хотел?! Сегодня все наши святые российские молились вместе с нами — какая уж тут суета!»
Тысячи знакомых имён, тысячи жизней наших соотечественников дошедших до Царствия Небесного — от древнейших времён князя Владимира до совсем ещё недавних советских гонений на Церковь, когда святыми становились, может быть, даже наши прадедушки и прабабушки… Что в X веке, что в XX — люди шли одной и той же дорогой... Вернее дороги, наверное, были у всех немного разными, а вот путеводитель, которым они пользовались, были один — Евангелие. Лучше свидетельства истинности верности того, что написано в Писании даже трудно себе представить, ведь Евангелие пришло в Россию из Византии, а туда — из Иерусалима. Так одна и та же Благая Весть в разных уголках земли в разные времена объединила разные народы в единый Божий народ!
Российские святые вместе со святыми других православных народов как бы держатся за руки, и, таким образом, соединяют тысячелетия. И в этой непрерывной цепочке поколений всегда есть свободная рука, за которую можно ухватиться — всегда есть возможность встать в этот удивительный строй — для каждого…
Для каждого, потому что глядя на жизни многих наших угодников Божиих, видно, что далеко не все они проявили себя чудесами с младенчества: кто-то пришёл к Богу после долгой борьбы со страстями (такими понятными и человеческими), кто-то просто достойно, без ропота переносил посланные страдания, а кто-то просто сказал: «Я христианин» под прицелом винтовок.
И вот сегодня все эти люди молятся с нами, и, может быть, среди них, в самом деле, наши дальние предки — кто знает! И ведь нигде не найти такого родства, как в Православной Церкви, в которой каждый человек, достигший Царствия Небесного, жив, всегда нас слышит и готов прийти нам на помощь, сколько бы веков ни прошло с его последнего вздоха на земле — нужна только вера и живая молитва.