28 июня состоялась Пресс-конференция информационного агентства «Татар-Информ», посвященная выставке «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря».
На пресс-конфернции говорили о выставке, ее экспонатах и значении предстоящих мероприятий для Республики Татарстан, российского общества, духовной истории, культуры и межконфессионального единения.
Участники пресс-конференции:
- Розалия Миргалимовна Нургалеева , директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
- Гульчачак Рахимзяновна Назипова , директор Национального музея Республики Татарстан.
- Рамиль Равилович Хайрутдинов , директор Института международных отношений истории и востоковедения, Казанский федеральный университет.
- Анатолий Михайлович Елдашев, краевед.
- Игумен Евфимий (Моисеев), первый проректор Казанской духовной семинарии.
- Вера Викторовна Немтинова, искусствовед, куратор выставке.
Хайрутдинов Рамиль Равилович:
В июле этого года открывается череда мероприятий, которые посвящены уникальному явлению в духовной истории не только России, но и мировой цивилизации — явлению Казанской иконы Божией Матери. И я с большим чувством представляю своих коллег, которые и организуют грандиозный проект, очень важный с точки зрения раскрытия духовных начал.
Одними из инициаторов этого проекта были Юрий Павлов, руководитель фонда поддержки поддержки и реставрации Благовещенского собора в Казанском Кремле, и некий частный коллекционер и меценат, имя которого мы все тоже достаточно хорошо представляем себе.
В 2015 году впервые возникла идея проведения масштабной выставки, посвященной школе иконописцев Богородицкого монастыря. Казанский федеральный университет эту идею подхватил, и мы приступили к обсуждению концепции выставки, обозначили контуры будущей научной конференции, посвященной этим событиям. 4 ноября 2015 года указом президента Республики Татарстан Минниханова было принято решение о строительстве болгарской Исламской академии и воссоздании Собора иконы Казанской Богоматери.
Наша выставка проходит под патронажем Московского патриархата, Казанской митрополии, Российского исторического общества, аппарата президента, Казанского федерального университета, музейного сообщества. Это означает, что для проведения мероприятий собраны лучшие силы и творческий потенциал коллег, которые действительно радеют за воссоздание духовности в Казани.
И сегодня мы представляем первое мероприятие, которое стартует 2 июля: выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря». Еще я хочу обратиться к другой дате: 4 ноября — День народного единства. Вместе с тем, в этот день отмечается праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. За этой цепочкой совпадений скрывается очень важная подсказка, что мы все делаем правильно и вовремя. Поэтому мы очень надеемся на внимание к этой выставке, конференции и будущему воссоздаваемого Богородицкого монастыря.
Для нас очень важно, что проект воссоздания уже обсуждается в ЮНЕСКО, документы уже подготовлены. Речь идет о том, что само воссоздание тесно увязывается с воздействием на объект всемирного культурного наследия — Казанский Кремль. Поэтому при строительстве собора должны были учитываться малейшие нюансы. Мы надеемся, что выставка и конференция усилят внимание власти к проблеме воссоздания монастырского комплекса.
Прежде всего это связано с воссозданием исторического ландшафта. Мы — ученые и искусствоведы, музейные сотрудники и культурологи — считаем, что нужно максимально бережно отнестись к ландшафту, который существовал на протяжении 437 лет — с момента явления иконы Казанской Богоматери.
Игумен Евфимий (Моисеев):
С открытием выставки начинаются масштабные торжества, посвященные празднованию Казанской иконы Божией Матери, дня ее памяти, а также — очень значительному событию не только для Татарстана, но и для всей России — закладки казанского собора Богородицкого монастыря, который был построен на месте явления чудотворной иконы.
Как уже стало известно, эти торжества возглавит Святейший Патриарх Кирилл, он уже подтвердил свое участие в этих мероприятиях. Это будет вообще первый его визит в Казань. Несмотря на то, что Святейший Патриарх объездил многие города и веси, побывал даже в Антарктиде недавно, в Казани он до сих пор еще ни разу не был. Я думаю, это будет важный визит и для него лично, и для всей Русской православной церкви, и для татарстанской митрополии с входящими в нее епархиями.
Воссоздание собора и возрождение монастыря — события беспрецедентного духовного значения. Известно, что до революции именно эта обитель являлась духовным центром Поволжья. Это был самый большой женский монастырь, который в лучшие годы насчитывал более 600 насельниц. Это место привлекало к себе паломников, причем не только христиан. Известно, что казанская икона Божией Матери почитается не только православными верующими, но христианами других конфессий и людьми, исповедующими другие религии. Благодатная сила этой святыни такова, что она распространяется на всех без исключения людей, которые к ней обращаются.
Межконфессиональный аспект в Татарстане тоже очень важен для нас. В этой связи правящий архиерей нашей епархии митрополит Феофан неоднократно подчеркивал, что воссоздание этой святыни никоим образом не ущемляет права тех граждан Татарстана, которые исповедуют другую веру или принадлежат другим конфессиям. Это деяние, которое направлено на укрепление межконфессионального и межнационального мира в нашей республике, в нашей стране. Такое доброе соработничество представителей разных конфессий, которое существует в Татарстане, призвано стать моделью взаимодействия не только в России, но и в мире.
Уже был упомянут указ президента, но он содержит и второй пункт — о создании исламской академии в Болгаре. Закладка академии осуществлена 21 мая. Поэтому теперь мы все ждем закладки воссоздаваемого Собора Казанской иконы Божией Матери. Также хотелось бы надеяться, что намечающиеся торжества станут началом более масштабного процесса возрождения духовности, культуры и нравственных начал в нашем обществе и мощным импульсом, который будет способствовать развитию добрых межконфессиональных отношений и повышению уровня духовности в нем.
Что-то подобное происходило в Москве в 90-е годы, когда возрождался храм Христа Спасителя. Относительно этого проекта тоже было много критики, люди говорили о том, что эти деньги можно было выделить на социальные нужды. Конечно, социальная работа тоже должна проводиться, но ни один социальный проект не способен так духовно консолидировать и объединить огромное количество людей, как это может сделать проект по воссозданию святыни общенационального значения.
Нургалеева Розалия Миргалимовна:
2 июля 2016 года открывается выставка в Государственном музее изобразительных искусств. Для нас это совершенно грандиозное событие, поскольку нам удалось совместно с нашими коллегами из музейного сообщества, сообщества крупнейших библиотек, национальных архивов Республики Татарстан и России, а также с привлечением частных коллекций создать совершенно грандиозный выставочный проект. В нем многие раритеты представлены впервые. Национальный музей хранил эти раритеты со времени передачи их из организаций, собиравших ценности в то время, когда осуществлялся разбор памятников православной культуры.
Будет представлена еще одна грандиозная коллекция с участием материалов Национального архива Республики Татарстан, РГАЛИ, архивов Российской академии художеств, связанных с историей строительства и бытования Богородицкого монастыря. Здесь есть чертежи и планы, исторические материалы, связанные с Екатериной II, Иваном Грозным, Федором Иоанновичем, царями, которые принимали активное участие в строительстве и развитии этого духовного центра. Воссоздание этого центра создаст огромный потенциал для республики и для России.
Очень интересные материалы представлены из отдела редких книг и рукописей, связанные с судебными делами по краже иконы.
Национальный музей Республики Татарстан хранит уникальную коллекцию, и нам удалось ее в едином контексте показать в отдельном зале вместе с нашими коллекциями в Государственном музее изобразительных искусств. Она связанна с образом иконы Богоматери и предметным рядом из Богородицкого монастыря, из воссоздаваемой церкви.
Нам удалось получить фотографию с неба (аэросеъмка), отражающую сегодняшнюю ситуацию на территории. Сейчас завершились раскопки, и мы видим часовню, можем по ней пройтись, увидеть стены и сохранившиеся на них росписи. Этот план (сверху) будет соединен с планом господина Щусьева, который проектировал подземную часть.
На этой выставке мы будем говорить об иконописной школе Богородицкого монастыря. Здесь находится наш сотрудник — Анатолий Михайлович Елдашев, который разрабатывал эту тему. Еще очень интересны судьбы этого монашества: более 500 женщин, которые занимались не только духовными делами, но и, например, принимали серьезное участие в благотворительности и социальной жизни города.
Более 200 произведений из частных коллекций — это совершенно грандиозный показ образа Богоматери. Смею заметить, что это будет очень интересно, потому что здесь представлены многие школы в России, в том числе и, если ее можно так назвать, «школа» Богородицкого монастыря, хотя она не является школой. Но это тоже очень интересный материал.
Походные иконы, связанные с распространением по России, которые бытовали в разных городах. И в связи с этим связаны истории этих церквей и общин по всей стране.
Я думаю, что это будет очень интересная выставка. Все мы получим большой образовательный потенциал. У нас уже запланированы бесплатные посещения школьных лагерей. Мы очень надеемся, что нашу выставку посетят туристы и, конечно, горожане.
Хотелось бы отметить сложившееся удивительное музейное сотрудничество в городе и республике. Я благодарю всех, кто принимал участие. Хотелось бы отметить Сергея Павловича Саначина, который раздобыл колоссальные материалы из разных организаций России. К нам на конференцию приедут более 50 ученых, которым очень интересен этот материал. И мне кажется, этой выставкой и конференцией история возрождения монастыря только начинается.
Назипова Гульчачак Рахимзяновна:
Мы находимся в уникальном городе, живем в нем и любим. Именно в Казани появилась эта чудотворная икона, одна из самых знаменитых в Православной церкви. Это бренд нашего города.
Совсем недавно мы представляли музей Корана в Болгаре. Казань — это город, где впервые был издан уникальный экземпляр Корана «Казан басмасы». Взгляните, как история сама в течение столетий показывала толерантность этого города. Мы имеем несколько музейных площадок, в которых представляются материалы, памятники как православной, так и мусульманской культуры. В Кремле — Музей исламской культуры и музей в Благовещенском соборе. И эта выставка должна еще раз показать величие нашего города и стать той отправной точкой, когда паломнический туризм в Казань станет неисчерпаем.
В коллекциях фонда Национального музея — более миллиона экземпляров, больше тысячи единиц хранения — подленники. Они разными путями попадали в Национальный музей. Коллекции представляются не впервые, но именно в этой выставке они впервые собраны вместе. Экспонаты выставляются очень редко, поэтому в Национальном музее мы мечтаем об открытых фондах. Но сейчас такой возможности нет, ее представляет грядущая выставка.
Хочется отметить и гражданский поступок частного коллекционера, который выставляет свои экспонаты. Сейчас вообще у многих появилась финансовая возможность собирать те предметы, которые в свое время, в годы войн и социальных потрясений в стране, попадали не в те руки и уходили из Казани. И я в этой связи возвращаюсь к значению музеев.
Я сейчас как раз готовлю выступление на конференции — об истории формирования нашей коллекции. Экспонаты приходили разными способами, не только благодаря реквизициям. Мы получили архивные документы, из которых узнали, что в 20-е годы сама община добровольно передала нам на хранение реликвии — чтобы они могли пережить революции и гражданские войны. И мы должны сейчас восстановить список этих экспонатов. До революции к нам тоже поступали реликвии, связанные с православной культурой, в 30-е годы — отдельные предметы.
Там гора церковных вещей, подписанная «церковный хлам». Этот «хлам», как названо одержавшим победу пролетариатом, эти бесценные сокровища музейщики, рискуя собственными головами, смогли сохранить в советское время, сберегли от индустриализации 30-х годов, когда метал переплавляли. 4 директора музея были расстреляны в те годы.
Выставка — выдающееся событие, которое положит начало многим другим. Эти коллекции должны видеться верующими, в том числе и представителями других религий. Задача музейщиков — не только хранить и изучать, но, прежде всего, показывать.
В Национальном музее в эти дни работает выставка «Раритеты православной культуры». Там представлены предметы, связанные не только с Богородицким монастырем, но и с другими церквями и монастырями нашего региона. Это богатейшая коллекция, которая всегда пользуется у нас интересом. Мы создали ее к 1000-летию Казани, не стали ее сворачивать, теперь она действует постоянно.
Добро пожаловать в наши музеи! Именно в них мы можем видеть реальную, подлинную, толерантную историю нашего региона.
Елдашев Анатолий Михайлович:
Выставка уникальна. Мы полагали, что «Памакариста», которую в утешение казанцам передал через Антония Вадковского константинопольский патриарх Иоаким III, утрачена. Слава богу, музейщики ее спасли — своими жизнями. И не только ее. Эти жемчужины впервые будут представлены на этой выставке.
А разве не жемчужина — 80 икон, сотворенных мастерицами казанского Богородицкого монастыря? Это была крупнейшая живописная мастерская. Сегодня сколько у нас иконописцев? А там, с 1867 по 1927 (год закрытия), прошло более 100 человек. Это Атлантида, которую мы нашли и должны сейчас поднять.
Я думаю, что выставка — это большой вклад в укрепление духовности того региона, в котором мы живем.
Немтинова Вера Викторовна:
Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто принимал участие в подготовке выставки, все объединились и встали плечом к плечу. Вы откликнулись на призыв показать духовное, художественное и культурное наследие нашей страны, Казани и древней епархии. То, что мы сейчас показываем для всех, кто притечет к образу казанской Божией Матери, это подленники высокой духовности.
В 2004 году при подборе экспонатов к выставке, посвященной 1000-летию Казани, мы обратили внимание на икону, которая отличалась ото всех казанских, хранившихся в Музее изобразительных искусств. Это икона небольшого формата, близкая к образу Явленной иконы. У нее явные признаки старения материала: сильно согнута, не имеет шпонок на обороте, имеет древнюю паволоку, на которую нанесен грунт и написана живопись. Мы обратили на нее внимание и сделали пробную расчистку — 2004 год, 100 лет спустя после утраты святыни в Казани.
Для молодого поколения, который знает изображения икон в основном по каким-то виртуальным носителям, это очень ценно, что они увидят подлинную икону последней четверти 16-го века, которая явилась 100 лет спустя и сейчас является центральным объектом экспонирования в мемориальном зале, посвященном казанскому чудотворному образу Божией Матери.
Наверное, вы помните слова Достоевского: «Красота спасет мир». То, что мы храним и передаем следующим поколениям, и то, что мы обращаем наше молодое поколение к этим удивительным, прекрасным раритетам, наследникам древности — мы открываем и передаем всему миру.
Значение их невозможно переоценить. Все то, что сейчас открыто из фондов крупных музеев Татарстана и показано из архивов и закрытых фондов, это бесценный плат культуры, который будет востребован всеми, кто придет на нашу выставку.
После выступлений участников пресс-конференции им были заданы вопросы — от журналистов, находящихся в зале, и от зрителей трансляции в интернете.
Какова сумма страховки и кто ее оплатил?
Нургалеева Р. М.: Все коллекции были отданы и собраны без страховых взносов. Государственный Музей изобразительных искусств вместе Министерством культуры несет всю ответственность за экспонирование и сохранение этих объектов в рамках нашей выставки.
Вы не называете имя частного коллекционера?
Нургалеева Р. М.: Не одного, их несколько.
Выставка, которая была в Благовещенском соборе, перемещается сюда или это был отдельный проект?
Нургалеева Р. М.: Это был отдельный проект, но часть этой коллекции будет показана здесь. У нас 200 произведений, а на той выставке было 80, насколько я помню.
О конференции, ее научные направлениях
Хайрутдинов Р. Р.: Это действительно весьма серьезное мероприятие. Фактически судьба России и мировой цивилизации во многом зависела от явлений, которые происходили на протяжении этих 470 лет. Говорим ли мы о выставке или конференции, на самом деле это серьезное событие и в культурной, и в научной жизни России. Мы очень рассчитываем на коллег, которые приедут и будут выступать с докладами: выдающиеся ученые и исследователи, представляющие Российскую академию наук, Российское историческое общество — церковные историки, искусствоведы и т. д.
Сама конференция займет 3 дня — с 18 по 21 июля. Часть ее состоится в рамках отдельных секций. Будет пленарное заседание в Казанской ратуше. Мероприятие заканчивается самым важным для нас событием в июле — закладкой камня в основу воссоздаваемого собора.
Игумен Евфимий: Если кого-то интересует более подробная информация о конференции — она представлена на сайте татарстанской митрополии, на сайте Казанской духовной семинарии. В ней будут участвовать самые видные историки и специалисты в области как церковной истории, так и государства российского, искусствоведения. Также в рамках конференции будет организован Круглый стол, в котором примут участие видные общественные и политические деятели. В рамках него состоится дискуссия в рамках текущей ситуации в России.
Предполагается не только ретроспективный взгляд в прошлое, но и взгляд в будущее. Обсудим наши ожидания в связи с восстановлением собора, открытием исламской академии. Это будет широкий формат, который позволит всем участникам высказаться, озвучить свои подходы, позиции, обсудить в каком-то смысле стратегию будущего развития России.
Во время визита Святейшего им планируется посещение выставки?
Игумен Евфимий: Программа находится еще в стадии формирования. Я знаю, что предполагается участие Святейшего Патриарха в пленарном заседании конференции, которое запланировано на 20 июля, начало в 15:00. Если будет в его плотном графике посещения Казани хотя бы полчаса, не сомневаюсь, что он посетит и выставку.
Вопросы от зрителей онлайн-трансляции
Как решается вопрос сохранности коллекции? Как ее будут охранять — в частности экспонаты из частной коллекции?
Нургалеева Р. М.: Хороший вопрос. У нас существует система контроля доступ. Частные коллекционеры, помимо наших охранных мер, предлагают и собственные. Будут дополнительные люди, которые будут охранять нашу коллекцию — весь второй этаж. Все раритеты находятся под сигнализацией, мы не впервые показываем такие раритеты, вопрос с безопасностью решен.
Как долго уговаривали коллекционеров предоставить свою собственность на обозрение?
Нургалеева Р. М.: Сегодняшняя жизнь создает мотивацию для частных коллекционеров, чтобы они показывали свои коллекции широкому кругу людей. Услаждать свой взгляд и свои амбиции — это уже в прошлом. Сейчас многие коллекционеры России думают о создании музеев частных коллекций. Я думаю, что пришло такое время и для Республики Татарстан. Поэтому уговаривать никого не пришлось, это был совместный порыв. Более того, очень активную помощь нашему музею — в плане привлечения оборудования и решения других вопросов — частные коллекционеры с удовольствием оказывают.
Как долго готовилась выставка, или она была сразу приурочена к закладке собора?
Нургалеева Р. М.: Подготовка к выставке представляла собой естественный процесс. Конференция, закладка — в любом случае это требует какого-то аналитического момента. Мы хотели показать, какими раритетами владеем и подтвердить, что хотим показывать их ежегодно. Ведется разговор о том, что и конференция будет ежегодной. Сейчас поднимаются такие пласты материалов, которые мы сегодня показать не в состоянии. Материалы, поступившие в том числе и от ФСБ, нужно изучать, складывать в единую концепцию, только потом начинать выкладывать. Сегодня мы показываем лишь небольшую часть.
Что касается других исторических архивов или архива Академии художеств, там просто нескончаемый поток материалов, связанных с Казанью. Он настолько обширный, что туда нужно отправлять людей не на месяц и не на два. Это требует круглогодичной работы — чтобы что-то показать еще и на будущий год. Наш сотрудник поехал туда всего на одну неделю — и сколько всего он накопал. Сергей Павлович Саначин нашел первый список Гермогена. И он его перевел. Это удивительные истории о чудесах, удивительный список. Он их написал и иллюстрировал. И вот эти истории мы показываем.
Самое главное решение, которое было принято — о воссоздании этого собора. Оно создало мотивацию для того, чтобы еще раз углубиться в свою историю, историю нашего края. Может быть — покаяться, ведь много было совершено злых деяний на нашей земле. Возрождение монастыря — это и есть, наверное, наше с вами покаяние.
Какова стоимость коллекции — хотя бы по примерной оценке?
Нургалеева Р. М.: Стоимость коллекции — риторический вопрос, ее пока никто не оценивал. Я думаю, Гульчачак Рахимзяновна может сказать, что она бесценная, потому что в единственном экземпляре и аналогов не имеет. Я не могу сказать про частную коллекцию (люди собирали ее не один год), и сейчас это последние раритеты, которые еще существуют у нас на рынке, но они тоже бесценны с точки зрения духовной истории и изобразительной культуры.
Назипова Г. Р.: Это такой традиционный вопрос. Музейные ценности не подвергаются бухгалтерскому учету и никак не оцениваются. Оценка происходит только когда они переезжают за пределы музея — для страховки. Но страховая оценка не дает реальной стоимости вещей. Какими деньгами мы оценим «Моабитские тетради» Мусы Джалиля? Сколько бы мы миллионов не заплатили, мы их никогда не восстановим, если они потеряются. Поэтому речь может идти только о страховой стоимости. Мы уже говорили, что страховка не производилась, поэтому стоимость не определена.
Какая часть коллекции будет показана впервые?
Назипова Г. Р.: 97 предметов Национального музея, они все экспонировались, но очень редко.
Нургалеева Р. М.: Среди частных коллекций — более половины экспонируется впервые. Из нашей коллекции примерно 1/3 часть также будет выставлена в первый раз.
Хайрутдинов Р. Р.: Архивные материалы — все впервые выставляются.
Паломников ожидается довольно много, территория небольшая. Будут ли какие-то экраны транслировать процесс закладки первого камня?
Нургалеева Р. М.: Насколько я знаю, экраны будут. Площадка в этом смысле регулируется. Экран будет рядом с Благовещенским собором, на территории Казанского кремля. Это планируется и довольно тщательно не только Министерством культуры, но и Аппаратом президента.
Хайрутдинов Р. Р.: Мы предполагаем, что телевизионная и интернет-трансляции позволят на территории всей России и мира посмотреть церемонию.
Нургалеева Р. М.: Наш музей довольно маленький, мы уже сейчас панируем, как будем распределять поток людей на открытии. Не все, конечно, сразу попадут на второй этаж. Мы будем распределять потоки по этажам. По нашему прогнозу на открытие придет около 500 человек, но для нас это очень много единовременно. Поэтому призываю граждан отнестись с пониманием, целостность коллекции и в их руках тоже.
О значении конференции и выставки:
Хайрутдинов Р. Р.: Казанская митрополия и Казанский федеральный университет готовы проводить конференции каждый год, как и Круглые столы, посвященные проблемам церковной и духовной истории.
Я хотел бы вернуться к самому началу нашей пресс-конференции, когда мы говорили, что именно благодаря инициативе наших коллекционеров произошло это государственно-частное партнерство. Но мы должны быть честными и сказать, что задолго до выхода указа президента Татарстана, до создания оргкомитета конференции и выставки эта инициатива была озвучена.
Мы долго с коллегами определялись с площадкой и вели работу. В результате взаимно решили, что эта конференция должна стартовать в Музее изобразительных искусств. И это отчасти правильно, потому что мы, видимо, подобные выставки будем проводить не время от времени, а на постоянной основе. Материал очень большой и значимый.
Я очень хочу, чтобы вы осознали: эта выставка не рядовая, она имеет колоссальное значение для жизни России. В культурной программе выставок 2016 года, я вас уверяю, именно наша казанская выставка станет самым значимым событием, имеющим важный общественный резонанс. И дело не в том, что мы касаемся деликатной сферы возрождения наших святынь, это огромная часть нашей с вами истории. Почему здесь сошлись духовное и светское начала? Это означает, что мы с большим интересом изучаем и возвращаемся к страницам прошлого.
Но абсолютно прав отец Евфимий, который говорит, что именно сегодня и именно на этих площадках будет обсуждаться будущее России.