Просветившись, братия, воскресением Спасителя Христа
и достигнув середины праздника Владычнего, /
искренне заповеди Божии сохраним, /
чтобы быть достойными и Вознесение отпраздновать, /
и достигнуть пришествия Святого Духа!
Славник стихир на хвалитех, в переводе на русский язык
Праздник Преполовения отмечает середину нашего пути от Пасхи до Пятидесятницы. Этот праздник, относящийся к малым Господским праздникам, имеет древнюю историю, но первое письменное упоминание о нем относится к седьмому веку. В «Иадгари», грузинском переводе иерусалимского сборника богослужебных песнопений, мы находим песнопения Преполовения. Хотя Сергей Булгаков, составитель «Настольной книги для священно-церковно-служителей», пишет в своем труде «Месяцеслов и Триодион православной церкви»:
«Преполовение святой Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начало его нельзя видеть в правилах Апостольских (37 пр.) и собора Антиохийского (20 пр.) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена святого Иоанна Златоуста он является существующим и установленным святой Церковью. В V в. Анатолий Константинопольский, в VII веке преподобный Андрей Критский, в VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин, в IX веке преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь святая Церковь восхваляет Господа в этот праздник».
Попразднство Преполовения длиться семь дней и последование праздника с его попразднством меняет строй богослужения Цветной Триоди. Обычно мы привыкли, что попразднства имеют только двунадесятые праздники, но Преполовение имеет такое значение в богослужебном году, что изменяет табель праздников, ставя себя наравне с Крещением, Вознесением и Успением.
Праздник Преполовения Пятидесятницы имеет своим прототипом один из трех главных еврейских праздников — праздника Кущей. В этот праздник, наряду с Пасхой и Пятидесятницей, евреи предпринимали паломничество в Иерусалим для поклонения, поскольку Закон Моисеев предписывал три раза в год являться «пред лице Господа» (Втор. 16, 16). Сам праздник был посвящен окончанию сбора урожая и жатвы, а кущи (шалаши, украшенные зеленью и ветвями деревьев) напоминали евреям о сороколетнем странствии по пустыне, и день, когда Господь показал Моисею на горе кущу, которая стала прообразом скинии, в которых евреи жили во время странствий. «Господь поселил в кущах сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» (Лев. 23. 43).
Во время земной жизни Спасителя в иерусалимском храме совершалась церемония возлияния на жертвенник воды из Силоамского источника, смешанной с вином. Основным моментом празднования у иудеев было шествие к Силоамскому источнику, чтобы набрать воды в золотой сосуд. В храме воду смешивали с вином и выливали на жертвенник. Возлияние воды сопровождалось таким весельем, что даже возникла поговорка: «Кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник, тот никогда в жизни не видел веселья». Возлитие воды должно было напомнить не только открытие Моисеем источника воды в пустыне, но и пришествие на землю Спасителя. Таким образом, праздник Кущей был напрямую связан с водой, которая олицетворяла жизнь и спасение.
Евангельским чтением в этот день является отрывок из седьмой главы Евангелия от Иоанна, в котором говорится о проповеди Иисуса Христа в иерусалимском храме: «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил» (Ин. 7, 14). Именно с праздником Кущей связывает Церковное предание этот отрывок из Евангелия. А на отдание праздника, проходящее на восьмой день праздника, мы услышим: «В последний, великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37-38). Конечно Господь, находясь в храме все праздничные дни, видел, как народ, возливал воду на жертвенник. И Спаситель не только учил народ, но и взывал, сравнивая себя с источником, к которому следует приложиться страждущим. В Библии образ текущей воды часто используется как символ благодати, которую Бог в изобилии изливает на человека. «Так говорит Господь... Не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44. 2-3). Также и храмовый обряд возлияния воды на жертвенник был не просто религиозным обрядом, связанным с аграрными нуждами жителей Палестины. Это был прообраз, предвозвещавший излияние Святого Духа на верующих, собранных воскресшим Мессией — Иисусом Христом в Его Церковь, преддверие новозаветной Пятидесятницы.
Преполовение в христианской традиции также празднуется восемь дней. Отсчет начинается от четвертой среды и заканчивается средой пятой недели после Пасхи. В этот день церковь не только продолжает радоваться воскресению Спасителя, но и предвосхищает радость от Сошествия Святого Духа и Вознесения. Вода также играет немаловажную роль в праздновании: из церквей идут крестные ходы к источникам, чтобы освятить воду в озерах, на реках и в колодцах. Церковная традиция освящения воды породила народный обычай в этот день набирать воду из освященного источника и хранить как средство от болезней людей и скота.