Слово первого проректора Казанской православной духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева) в день памяти преподобного Феофана Исповедника, произнесенное за Божественной литургией в Благовещенском соборе Казанского кремля
Преподобный Феофан родился во второй половине VIII столетия в Палестине и вместе со своим братом Феодором по достижении зрелого возраста удалился в знаменитую Лавру Саввы Освященного, где положил начало своим монашеским подвигам, а также глубоко изучил Священное Писание и православное богословие. Известно, что преподобные Феофан и Феодор были по происхождению сирийцами, и, следовательно, они были учениками и духовными продолжателями традиции преподобного Иоанна Дамаскина, который в ту эпоху считался одним из лучших знатоков православного богословия — он написал знаменитую книгу «Точное исповедование православной веры». Так вот, преподобный Феофан исповедовал ту веру, которую столь точно описал его великий предшественник — преподобный Иоанн Дамаскин.
Следует помнить, что вторая половина VIII столетия — это время иконоборческих споров. И хотя на VII Вселенском Соборе иконоборчество было осуждено как великая ересь, во многих городах Византийской империи, во многих обителях еще оставались последователи этого учения, и, более того, даже византийские императоры придерживались этого лжеучения, и по этой причине Патриарх Иерусалимский направил в Константинополь двух ученых братьев — преподобных Феофана и Феодора, для того, чтобы они объяснили византийским императорам, что те неправильно исповедуют веру Христову.
С этой великой миссией братья справились весьма достойно, однако императоры и еретики вместо того, чтобы со смирением и кротостью принять их наставления в православной вере, подвергли их жестоким гонениям, чему, наверное, не следует удивляться. Многие годы братья провели в темнице, испытывая великую нужду и лишения. Один из императоров, желая выместить на братьях свою злобу, приказал написать на их лицах раскаленными иглами стихи, которые бы оскорбляли их православную веру. И когда им было объявлено, что они будут подвергнуты этому позорному наказанию, преподобные мужественно ответили императору: «Пиши на наших лицах, что хочешь, но ты прочтешь это на Страшном Судище Христовом».
Благодаря твердости и исповедническому подвигу братьев святая православная вера все-таки восторжествовала в пределах Византийской империи. Брат преподобного Феофана преподобный Феодор Начертанный не дожил до этого счастливого дня — он скончался в 833 году в темнице, а преподобный Феофан Исповедник дожил до Торжества Православия, которое праздновалось в 842 году. И мы с вами ежегодно празднуем этот великий день — день Торжества Православия — в первое воскресенье Великого поста. И он не только дожил до момента, когда православная вера вновь была утверждена в Византийской империи, но и был избран на древнюю Никейскую кафедру, очень почетную кафедру, и рукоположен во епископа Никейского. Некоторые византийцы в то время с недоверием спрашивали: «Как мы можем доверять этому сирийцу? В какой степени он православный?» Однако многие действительно православные жители Византии говорили: «Посмотрите на его лицо, на котором находятся самые явные знаки его чистого исповедования, его православного исповедования и веры Христовой».
Уже будучи святителем Никейским, преподобный Феофан написал множество замечательных богослужебных песнопений, многие из которых и по сей день используются за богослужением в Православной Церкви.
Братья и сестры, вот такой удивительный святой, светильник веры светит нам из глубины тех веков, когда святая вера утверждалась не только в богословских и полемических спорах, но и в войнах, в противостояниях, которые часто заканчивались кровопролитием. Таким образом люди доказывали, что именно святая православная вера для них является стержнем и основанием всей их жизни.
И сегодня, дорогие братья и сестры, у нас существует множество поводов для того, чтобы исповедовать свою веру, однако мы знаем, что делать это непросто. Нас сегодня не жгут на кострах, не заточают в темницы, не отправляют в ссылки за нашу веру, однако, как и в те времена, исповедование православной веры является подвигом, потому что это не только согласие с определенными богословскими формулировками. Это исповедование, братья и сестры, мы должны ежедневно, ежечасно и ежеминутно подтверждать своими поступками, своими делами и даже самыми своими помышлениями — а вот это является самым сложным, поскольку по немощи человеческой природы нам свойственно уклоняться во многие грехи, беззакония, проступки.
Поэтому в случаях, когда мы оказываемся перед духовным и нравственным выбором, мы должны вспоминать таких великих мужей, как преподобный Феофан Исповедник, призывать их в молитву, обращаться к ним за молитвенной помощью, помня о том, что Господь утвердил их в исповедовании Православия не только ради них самих, не только ради их личного спасения, но и ради нас. И на примере таких великих мужей Господь показывает нам, что если мы будем мужественно и твердо стоять в вере православной, будем исповедовать ее не только словами, но и делами, Он обязательно нас укрепит, пошлет нам Свою всесильную помощь, даст нам необходимые духовные и телесные силы для несения нашего креста, каким бы тяжелым он ни был.
Поэтому, братья и сестры, не будем думать о том, что времена гонений за веру остались в прошлом. Борьба с Православием продолжается и в нынешнюю эпоху, только в иных формах. Поэтому все православные верующие — и священнослужители, и миряне — должны быть мужественными воинами Небесного воинства, стоящего на страже Православия.
Так давайте, дорогие братья и сестры, молитвенно обратимся к преподобному Феофану Исповеднику, и попросим Господа о том, чтобы по молитвам своих угодников Он укрепил нас и даровал нам духовные силы на нашем жизненном пути. Аминь.