Мы знаем, что чаще всего святых запоминают не по фамилиям. У кого—то из них ведь и фамилии отродясь не было — такие уж времена им достались. Так вот, у святых — «фамилии» свои. Говорящие.
Часто эти фамилии образуются от места служения святых, названия земли, пропитанной их молитвами, слезами и потом. Например, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Устюжский или Иоанн Палестинский.
Другой вариант — какое-то особое качество святого, наиболее точно характеризующее его. Вчера мы читали про Иоанна Прозорливого, а ещё знаем Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого и других.
Мы помним святых, выполнивших особую миссию в деле спасения, и получивших благодаря этому особую приставку к имени. Таков, например, величайший пророк Иоанн — Креститель и Предтеча.
И внешние свойства иногда становятся «фамилией». Святая Церковь, к примеру, чтит сразу двух Иоаннов Власатых (Волосатых).
Четвёртое воскресенье Великого Поста Церковь посвящает памяти преподобного, прозванного по книге, которую он однажды написал. Всю жизнь великий аскет и подвижник провёл в тяжёлых трудах — ведь постриг в монахи, принятие ангельского образа — это непрекращающийся подвиг, выход на передовую духовной битвы, имеющий наградой то, что нам, мирянам, и представить невозможно.
И вот в конце жизни этого святого попросили написать книгу, да такую, в какой бы он изложил все те знания, весь тот опыт, что он получил за свою жизнь, полную борьбы с грехами, а потому — очень близкую к Богу.
Святой Иоанн книгу написал, назвал её «Лествицей» («Лестницей»), и его самого так и запомнили: Иоанн Лествичник. Потому что книга получилась замечательная.
«Лествицу» называют жемчужиной аскетической письменности Церкви. Она, действительно, обращена к монахам, и условно разбита на 30 ступенек, пройдя которые, подвижник с земли попадает на Небо.
Однако при этом «Лествица» доступна и мирянам. И читать, и знать её надо всем. Это как «Евгения Онегина» путать с «Русланом и Людмилой» — запросто опозоришься и получишь приставку «необразованный».
При этом протоиерей Андрей Ткачёв, например, советует читать «Лествицу» не враз во время поста, а понемногу в течение всего года. Причём говорит, что книга особенно полезна священникам — на весь год там можно найти интересные мысли для проповедей, попадающих «в точку» при самых разных ситуациях на приходах.
А известный епископ XIX века игумен Герман (Осецкий) даже написал книгу, расшифровывающую и растолковывающую «Лествицу».
«Долг и польза каждого православного христианина, ревнующего о благочестивой жизни (а кто не должен ревновать о ней!), требуют внимательного изучения назидательной книги», — говорит о творении святого Иоанна игумен Герман. «Лествица» плохо понимается мирянами и даже монахами; для разъяснения её и написана эта книга», — добавляет епископ уже про своё произведение.
Читая «Лествицу», вы, действительно, узнаете много интересного, а ещё порадуетесь тонкому юмору синайского подвижника, и искренне удивитесь, насколько законы духовной жизни одинаковы для всех — и времён, и народов.
В завершение предлагаем маленький отрывок из «Лествицы». В следующий раз, когда утром в выходной «прежде всякого дела» встанете читать утреннее правило и вдруг поймёте, что вы успели не только умыться, но и полить цветы, проверить сообщения в социальной сети, навести порядок на кухне и совершить пару срочных звонков, вспомните вот такое наблюдение святого Иоанна:
«Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как оборотью, каким-либо благовидным предлогом».
Или вот: «Глаза, которые закрывались от дремоты во время правила, открываются, как только оно кончилось».
И далее, далее, далее. Будем просить, чтобы святой Иоанн Лествичник своими молитвами помог нам «осилить» свою книгу, гораздо более трудную для восприятия, чем «Несвятые святые», но при этом настолько глубокую и нужную, что её даже называют жемчужиной.
Не будем и мы отказываться от жемчуга.