23 декабря 2015 года в Республиканском Доме дружбы народов прошла научно-практическая конференция: «Переводы Священного Писания и православной литературы для кряшен: история и современность».
На конференции с докладом «Отец Василий Тимофеев и центральная крещено-татарская школа» выступил доцент Казанской православной духовной семинарии, лауреат Макариевской премии Анатолий Михайлович Елдашев.
В холодный день 2 декабря 1895 года, 120 лет назад, отошёл ко Господу отец Василий. Он ушёл из жизни через четыре года после смерти своего учителя Николая Ивановича Ильминского (27 декабря 1891 года). Весть о кончине отца Василия облетела весь Волжско-Камский край.
Отца Василия уже при жизни называли «первенцем инородческого священства», «первым учителем старокрещённых татар Казанского края». Более 30 лет он трудился на ниве просвещения, неразрывно связав своё имя с именем основоположника инороднического просвещения Н.И. Ильминского.
Отец Василий был безсеребренником. За свои тяжёлые 25-летние труды по переводам он не получал ни копейки, несмотря на то, что ему, как члену переводческой комиссии, было назначено 300 рублей годового жалованья. Да и получаемые скудные средства он употреблял большею частью на оказание материальной помощи своим родным.
После его смерти осталась лишь бедная обстановка, простая одежда, поддержанная фисгармония, но довольно обширная библиотека. Даже похоронили усопшего за счёт известного казанского благотворителя, купца 1-й гильдии Павла Васильевича Щетинкина.[1].
Его похоронили на Арском православном некрополе, на II пешеходной (академической) аллее справа. Рядом с ним упокоились его сестра Мария Тимофеевна, жена Матрона Алексеевна, сын Василий, а также жена Ильминского Екатерина Степановна Колерова (1841 -?). За могилами ухаживают прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери.
Василий Тимофеевич Тимофеев родился в селе Никифоровке Мамадышского уезда, Казанской губернии в 1836 году.[2] С 1856 года ближайший помощник, сотрудник Ильминского, практикант татарского языка на миссионерском отделении Казанской духовной академии. Вот как отзывался Николай Иванович о нём в своём письме к князю Урусову, бывшему тогда прокурором Св. Синода
«Это единственный в своём роде и неоценимый человек» (сентябрь 1864 года), «Вполне заслуживает уважения эта светлая, пламенною ревностью к христианскому просвещению своих единоплеменников одушевлённая личность» (декабрь 1864 года).[3]
За свои просвещенческие труды отец Василий был награждён золотой медалью для ношения на шее с надписью: «За усердие» (1866 г.), золотым наперсным крестом (1887 г.), орденом Св. Анны 3 ст. (1892 г.). В 1870 г. был награждён императором Александром II премией в 500 рублей.[4]
С именем Тимофеева тесно связано основание и развитие его основного детища — центральной крещено-татарской школы. Н.И. Ильминский, познакомившись с Тимофеевым, устроил его практикантом татарского языка в Казанскую духовную академию. В 1863/64 учебном году Тимофеев, проживая в подвале академии (по другим сведениям — в подвальном этаже частного дома в Академической слободе), обучал трёх мальчиков односельчан.
Успехи в этом обучении обратили на себя внимание Н.И. Ильминского, Е.А. Малова. В 1864/65 гг. школа действовала уже как официально зарегистрированная частная, в ней обучалось 15 человек, в 1865/66 учебном году она переехала в нанятый одноэтажный дом рядом с академией.
В письме к князю Урусову Ильминский так отзывался о Тимофееве: «…Вся сила школы в её настоящем учителе: без него она не могла бы существовать; он её главная опора…».[5] И это было вполне справедливо. Ради существования школы и распространения истинного Православия среди своих сородичей Василий Тимофеевич, по словам Николая Ивановича, трудился в ней с утра до ночи практически бескорыстно, получая ничтожное — 120 рублей в год — жалованье. Он жил со своими учениками в одной комнате, питался с ними с одного котла, мылся в одной бане.
В 1866 году городская дума выделила школе обширный участок на Арском поле недалеко от академии, а к началу 1867/68 учебного года купец-подрядчик С.А. Арефьев на свои средства выстроил здесь двухэтажный деревянный дом, куда школа и перебралась.
В 1869 году в жизни Василия Тимофеева произошло знаменательно событие — он был рукоположен во священника. Долго не соглашался смиренный Василий Тимофеевич принять священный сан, ссылаясь на свою малообразованность. Но по настойчивой просьбе архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Амфитеатрова), Николая Ивановича Ильминского и других ценителей его достоинств и заслуг, заставили, наконец, согласиться. С умилением, глубочайшим благоговением и со слезами на глазах молился он во время своего рукоположения.[6]
Слух о нём быстро разошёлся не только по Казанской губернии, но и вскоре его имя стало известным почти всем кряшенам Волжско-Камского края. Служба, пение и поучения на родном языке стали привлекать в Казань массу молящихся и производили на них незабываемое впечатление. Кроме того, отец Василий и сам выезжал в сёла с проповеднической целью.
Школу неоднократно посещали высокие государственные и духовные лица. В 1866 году ее посетил министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой, после чего дела школы резко улучшились. Она стала получать пособие от министерства — по 1000 руб. в год (до этого содержалась исключительно на благотворительные средства). В 1868 году её посетил сын Александра II Великий князь Алексей Александрович, 18 июля 1869 года — наследник, Великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой. Наследник пожаловал на развитие учебного заведения ежегодно выдавать по 500 руб. серебром.[7] В 1870 году школу посетил брат Александра II Великий князь Константин Николаевич, видный государственный деятель либеральных взглядов.
27 августа 1871 года в жизни Казани произошло знаменательное событие — наш город посетил Государь император Александр II с наследником престола Александром (будущим императором Александром III) и Великим князем Владимиром Александровичем.
Высокие гости посетили кафедральный Благовещенский собор,[8] казанский Богородицкий первоклассный женский монастырь, Родионовский институт благородных девиц, а также крещено-татарскую школу.
Особо отметим, что все члены Дома Романовых, бывшие в Казани в XIX столетии всегда посещали это учебное заведение.
На встречу с монархом съехались родители почти всех учеников, а также учителя чувашских и черемисских школ. Высоких гостей встречали попечитель казанского учебного округа П.Д. Шестаков, Н.И. Ильминский, В.Т. Тимофеев. Строго и торжественно было пропето учениками школы и учителями инородческих школ «Спаси, Господи, люди твоя» на кряшенском, чувашском и черемисском языках. Посещением школы император был удовлетворён и выразил надежду, что учащиеся будут хорошими христианами.[9] В память этого события в школе позже была установлена мемориальная доска.
11 и 13 июля 1885 г. школу дважды во время своего пребывания в Казани, а в городе проходил тогда миссионерский Поволжский съезд, посетил обер-прокурор Св. Синода Константин Петрович Победоносцев.
В 1870—1871 гг. был выстроен основной двухэтажный каменный корпус. В нём разместились дирекция, классы, общежитие для мальчиков, помещение для ночлега родителей. 10 000 руб. на строительство выделило министерство народного просвещения, 4000 руб. — профессора университета, 1200 руб. — духовная академия, 1450 руб. — Великая княгиня Мария Феодоровна, будущая супруга Александра III.
В 1872/74 гг. в помещениях школы временно находилась учительская семинария, тогда же было построено последнее из зданий школьного комплекса — двухэтажный деревянный дом.
12 декабря 1871 года архиепископом Казанским и Свияжским Антонием была освящена домовая церковь во имя святителя Гурия Казанского Чудотворца. Автор проекта — архитектор казанского учебного округа В.К. Бечко-Друзин.[10] Церковь была оборудована на средства П.В. Щетинкина. Надписи на иконах были сделаны на кряшенском языке — на новом алфавите, созданном Н.И. Ильминским. Литургия совершалась на русском и кряшенском языках.[11]
Радением П.В. Щетинкина была также построена новая колокольня-звонница и приобретён праздничный колокол весом в 8,5 пудов (136 кг).[12]
Школа представляла собой неполное среднее учебное заведение, в которое на казённое содержание или за мизерную плату принимались выпускники начальных школ Братства Святителя Гурия и миссионерских школ, открытых в большинстве кряшенских деревень. Обучение в школе продолжалось четыре года, для завершения среднего образования необходимо было доучиваться в старших классах учительской семинарии. Школа сыграла важную роль в ликвидации неграмотности среди кряшен, по существу, явилась колыбелью формирования кряшенской интеллигенции и становления института священства среди кряшен.
За 50-летний период своего существования с 1863 по 1913 гг. в школе обучилось 4454 мальчика и 1885 девочек, из них удостоены звания учителей 636 и учительниц — 260 человек. К 1914 году 398 чел. трудились на ниве образования в Казанской, Уфимской, Вятской, Пермской, Самарской, Оренбургской, Астраханской, Томской, Тобольской, Пензенской губерниях; 167 выпускников носили священнический сан.[13]
После смерти отца Василия Тимофеева, с 1896 год вплоть до закрытия в 1918 году её руководителем был священник Тимофей Егорович Егоров (1856 — 1927), уроженец д. Янцевары (ныне Пестречинский район), выпускник ЦКШ и Казанской учительской семинарии. Женским отделением руководила его жена и дочь В. Тимофеева Пелагея Васильевна, выпускница женского училища духовного ведомства. Попечителем школы все годы её существования был купец Павел Васильевич Щетинкин, постоянно жертвовавший школе крупные суммы, в частности, в 1913 году он с супругой Марией Петровной пожертвовал школе 2500 рублей. Руководители и все преподаватели школы пользовались неизменным уважением среди кряшен, конкурс при поступлении был всегда высок.
Среди выпускников школы были не только священники и учителя, но и видные учёные и деятели культуры: известный татарский поэт, священник Яков Емельянов (1848 — 1893), педагог Роман Павлович Даулей (1879 — 1952), историк и педагог Василий Михайлович Горохов (1891 — 1960), поэт, публицист, миссионер, священник Давид Григорьев -Саврушевский (1876 — 1939), удмуртский просветитель Иван Степанович Михеев (1876 — 1937), поэтесса Дарья Семёновна (Даржия Сейфулловна) Аппакова (1898 — 1948) и многие другие.
Выпускниками школы также были легендарный защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза майор Пётр Михайлович Гаврилов (1900 — 1979), полководцы Великой Отечественной войны генерал Алексей Ефимович Яковлев и герой обороны Севастополя А.Г. Новиков.[14]
В 1918 году школу закрыли, а спустя 13 лет над зданием надстроили третий этаж, исказив первоначальный замысел архитектора. Церковь разломали, как и окружающие деревянные постройки.
Если бы не документальные свидетельства недавнего прошлого, то сегодня мало, что говорит о том, что некогда школа была одним из центров Казани духовного и нравственного воспитания учащихся.
[1] Уфимские епархиальные ведомости. — Уфа, 1905. — С. 892.
[2] По инициативе Тимофеева в его родном селе летом 1895 г. По проекту архитектора Льва Хрщоновича на средства П.В. Щетинкина была построена деревянная Никольская церковь. Храм был освящён в память Николая Ивановича Ильминского. В советские годы церковь была закрыта. Действует с 1993 года.
[3] Уфимские епархиальные ведомости. — Уфа, 1905. — С. 825.
[4] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1870 год. — Казань: Университетская типография, 1870. — С. 3.
[5] С.Д.Г. К 10-летию со дня кончины о. Василия Тимофеевича Тимофеева // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1906 год. — Казань: Типо-литография императорского университета, 1906. — С. 66.
[6] С.Д.Г. К 10-летию со дня кончины о. Василия Тимофеевича Тимофеева // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1906 год. — Казань: Типо-литография императорского университета, 1906. — С. 67.
[7] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1869 год. — Казань: Университетская типография, 1869. — С. 466.
[8] Антоний…
[9] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1871 год. — Казань: Университетская типография, 1871. — С. 596 — 599.
[10] В.К. Бечко-Друзин, …
[11] Фролов Г.В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — С. 84.
[12] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии. 8 января 1914 г., № 2. — Казань: императорская Казанская Духовная академия, 1914. — С. 117.
[13] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии. 8 января 1914 г., № 2. — Казань: императорская Казанская Духовная академия, 1914. — С. 109 — 110.
[14] Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI — начало XX веков). — Казань: Фест, 1998. — С. 50 — 51.