Вера – спутник человеческой жизни

2629
Фото

Вера — это своеобразный стержень, вокруг которого формируется всё остальное. Утверждение, что обойтись можно и без веры, ошибочно в корне. Вера не есть атрибут только религии или культа, это важнейшее свойство человеческой души. Она то единственное, что отличает нас от животных.

Не разум — поскольку при некоторой тренировке животные и птицы могут совершать логически оправданные действия. Не общение — и животные способны общаться далеко за пределами категорий «хорошо — плохо». Вера не может быть абстрактной (вера «в нечто» или «ни во что»), она всегда имеет непосредственный объект, от которого и зависят все поступки человека. Вера в Бога побуждает к выстраиванию с Ним отношений. Вера в науку выстраивает жизнь на принципах гуманности. Вера в деньги и власть попирает любые моральные принципы.

Религия не ставит вопрос веры в бытие Бога, для верующего — это данность. Здесь более существенным является дугой вопрос: Бог — какой Он? Как построить с Ним отношения? Библия же даёт развёрнутые ответы на эти вопросы.

Бог — Творец мира видимого и невидимого, но между Ним и творением существует непреодолимая пропасть, связанная не с разницей в месте и времени пребывания, а с самой природой — тварной и божественной. Бог не сливается с творением, но, тем не менее, не перестаёт заботиться о нём. Забота Творца простирается особым образом на человека, как венец творения: «... славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его...» (Евр. 2:7-8). С грехопадением промышление Божие о человеке не только не ослабевает, а всё более усиливается, кульминацией же этого становится Синайское законодательство, безусловно, ещё не показывающее путь на Небо, ибо он закрыт и преграждён Херувимом, но очерчивающее границу, за которой утрачивается не только образ Божий, но и человеческий. В этом контексте понятно, почему за определённые грехи человек лишался единственного врождённого права — права на жизнь.

Закон утруждает ветхозаветного человека, но не даёт даже надежды на спасение и постепенно превращается в неподъёмное бремя, потому что действует принцип: «виновный против одной заповеди повинен всему закону», единственной ощутимой отрадой становится жизнь земная, и та полная скорбей. Ощущая это, Псалмопевец взывает: «Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих» (Пс. 101:25), — а также: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой» (Пс. 38:5).

Бремя закона и невозможность спасения теряют власть над человеком тогда, когда Сам Бог приобщается нашему естеству. «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Комментируя эти строки, блаженный Августин замечает в своей «Исповеди», что он изучил много религий, но нигде не встречал подобного. Подобного и не было прежде, ибо только в христианстве мы узнаём, что «... так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного… чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16-17). Это благовестие возводит на новый уровень не только прежние отношения Творца и творения, но и всё прежнее знание о Боге. Отныне человек не один: голодает ли он и Сын Божий алчет вместе с ним, жаждет ли и Христос жаждет, тоскует ли и Его душа прискорбна до смерти (Мк. 14:34).

Каждый человек рождается, чтобы жить и стать наследником Царства Небесного, но Этот Младенец родился, чтобы умереть на Кресте, войти в сокровищницы адовы и найти там своего первозданного Адама, которого некогда не мог дозваться в раю (Быт.3:8).

Спаситель призывает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Вместо бремени неподъёмного закона Он предлагает нам свободу и благодать. Исполнение заповедей перестаёт быть для нас обязанностью, поскольку человек, следующий в Царство Небесное, просто не способен их нарушить, слишком далёк он становится от этой гибельной грани.

Боговоплощение и Воскресение скрывают пропасть между Творцом и творением. Нет, Бог, по-прежнему, не сливается с миром, но мы отныне способны приобщиться Его святости и благодати. Первым же помощником здесь может служить молитва. Не механическое вычитывание «правила», а живой разговор с Богом: «Голосом моим к Господу помолился; излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему» (Пс. 141:1-2). Молитва — это естественное состояние творения по отношению к своему Творцу, человека — к объекту любви. Молитва и славословие постоянно упоминаются в Писании как состояние ангелов не только при творении мира, но и людей после второго Пришествия Христова. Как ни парадоксально, но Христос освобождает нас от необходимости формальной молитвы: с одной стороны, призывая к краткости: «... молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7), с другой стороны, представляя молитву, как дело личное и даже интимное — «... когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).

На возражения же тех, кто говорит, что вместо утренних и вечерних молитв, освящённых опытом Церкви, молятся своими словами, следует заметить, что если бы это было так, то им и двадцати пяти часов в сутках не хватало бы на молитву, поскольку желания человеческие безграничны, а возможности, в том числе и языковые, крайне скудны. Молитвы же, составленные отцами Церкви, говорят о самом важном — предании себя на попечение Божие и испрашивают не желаемого, а полезного.

Молитва — труд созерцательный, в котором человек получает откровение от Бога. Если интерпретировать духовную жизнь с позиции светской, то молитва — это знания, но теоретические, а следовательно, требуется их применение на практике, которой и является пост. Смысл поста не сводится, собственно, к неядению или диете. В таком случае, по остроумному замечанию одного из отцов Русской Церкви, святыми были бы коровы. Пост — это своеобразная тренировка, упражнение в добродетели, т. е., как раз и претворение полученного в молитве откровения в жизнь. Здесь Христос нас также освобождает от необходимости поста. В отличие от ветхого закона, пост христианский является не обязанностью, а добровольной жертвой Богу. Если, по слову апостола, мы свою жизнь приносим Богу, то нельзя ли поступиться привычками, которые, зачастую, приносят нам не пользу, а вред. Пост — это не только воздержание от страстей, дел, мыслей греховных, это, в большей степени, привитие себе противоположных им добродетелей.

Пост и молитва важны, но бессмысленны, если не будет самого важного, как учёба и практика бесполезны, если студент не собирается трудиться по профессии. Центральное место в жизни каждого человека может занимать только одно — Евхаристия. С пришествием Христовым заканчивается время кровавых жертвоприношений ради прощения грехов, теперь Бог Сам принес Себя в жертву за грехи мира, и приглашает нас вновь и вновь вкусить плоды этой жертвы. Все таинства, все посты и молитвы имеют основанием таинство Тела и Крови Христовых.

Апостол Павел возвещает: «...если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:14, 20). Именно эту радость и возвещает христианство почти две тысячи лет. Ветхозаветный человек, несмотря ни на какие добродетели, влеком был грехом, но закон преграждал ему дорогу, Христос же Воскресением Своим не только открыл нам дорогу к Небу, но дал и все необходимые средства чтобы бороться со грехом, и победить его.

Новости по теме

После встречи, посвящённой возрождению Казанского Богородицкого монастыря, Леонид Слуцкий поклонился святыням обители После встречи, посвящённой возрождению Казанского Богородицкого монастыря, Леонид Слуцкий поклонился святыням обители

16 мая Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Леонид Слуцкий посетил Казанский Богородицкий монастырь. Ранее он сообщил о решении возглавляемой им политической партии оказать помощь в возрождении монастырского комплекса.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Борисоглебском храме казанского посёлка Борисоглебское Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Борисоглебском храме казанского посёлка Борисоглебское

15 мая, в праздник перенесения мощей святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Борисоглебском храме посёлка Борисоглебское в городе Казани.

В день Радоницы митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкого монастыря Казани В день Радоницы митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкого монастыря Казани

14 мая 2024 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, митрополит Кирилл совершил Литургию пасхальным чином в Пещерном храме Казанского собора.

В Казанском Богородицком монастыре открылась православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России» В Казанском Богородицком монастыре открылась православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России»

8 мая в Казанском Богородицком монастыре в столице Татарстана открылась международная православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России».