Как с христианской точки зрения оценить учение о судьбе? Как понять то, что мы называем промыслом Божиим? Есть ли эта судьба? Действительно ли в жизни каждого человека совершается то, от чего ему никуда не деться? Или же у человека всегда имеется право выбора?
Не стоит путать предвидение и предопределение. Даже мы иногда можем предвидеть некоторые события в жизни человека, те или иные ситуации, в которых он может оказаться. Например, мы можем сказать о ком-нибудь: «Пойдет он, напьется!» Тем более может предвидеть события Господь Бог.
Есть предвидение того, как поведет себя человек в том или ином случае, а есть предопределение, которое означает не что иное, как закон его поведения, от которого он никуда не уйдет. Куда ты ни беги, ты попадешь сюда. Учение о предопределении связано с ложным пониманием свободы человека. Протестантизм решительно отвергает одно из положений православного учения, которое является его сердцевиной и выражается греческим словом συνεργία («синергия»), означающее «соработничество», «соучастие», «совместное участие в деле спасения человека и Бога». Ни Бог не может спасти человека без человека, ни человек не может спастись без Бога. Требуется согласованность двух воль. От человека, от его произволения во многом зависит не только его спасение, но и его земная жизнь. Мы же видим, как человек может испортить себе жизнь. Человек в этом смысле богоподобен, он может от себя совершать то или иное действие. Даже наша земная жизнь со всеми ее радостями и треволнениями во многом обусловлена нашим личным произволением. Во многом, но не во всем. Не во всем потому, что мы все рождаемся с различными способностями. Например, человек хотел быть музыкантом, а ему медведь на ухо взял и наступил. Кроме того, человек обладает еще и личными духовными способностями, но все же главное — это его воля и произволение. Воля может принести человеку множество страданий, но воля может и избавить его от них.
Когда упала Силоамская башня и задавила 18 человек, Господь сказал: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». (Лк. 13:14) Это не просто случай, а принцип жизни, в котором человеческая воля является важнейшей причиной. В другой раз Господь говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23: 37).
Все ситуации, в которые попадает человек, обуславливаются не каким-то предопределением, а человеческой волей и сознанием. Не придавая значения тому, что мы делаем в своих мыслях, мы искривляем свой путь и уходим с прямой дороги в канавы, болота, рвы и так далее. Человек внешне может выглядеть хорошим, а изнутри быть полностью гнилым. Наша судьба во многом определяется нашим внутренним миром. Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) мысль называл рулем, который поворачивает весь корабль в ту или другую сторону. Своими мыслями мы можем решительно изменить свою жизнь и свою судьбу. Не думайте, что грязные, тщеславные и горделивые мысли, которые появляются в нашей душе, проходят бесследно. Нет, каждым таким актом мы наносим душе определенную рану, которая еще неизвестно к чему приведет. Мы сами создаем предпосылки для тех или иных событий в нашей жизни, а потом удивляемся: «А что это такое, почему это случилось?» Итак, основное положение христианской веры — это то, что свою судьбу, свою жизнь в значительной степени определяем мы сами своей духовной направленностью. Человек — это свободная личность, а не игрушка.
Итак, свою судьбу мы определяем сами. Но к одним и тем же сложным жизненным ситуациям разные люди относятся по-разному, в зависимости от отношения к себе. Тот, кто правильно относится к себе, даже трудные житейские обстоятельства переживает легко. Ведь промысел Божий — это такое действие Божие, которое создает условия в нашей жизни, соответствующие нашему духовному состоянию и имеющие своей целью помочь человеку осознать себя с точки зрения добра и зла, и сделать соответствующие выводы. Промысел Божий не ставит нас насильно в условия, когда мы вынуждены что-то признать. Он ставит нас в оптимальные, лучшие условия, в которых мы можем познать себя, увидеть себя, оценить себя и сделать выбор.
Обратите внимание, что люди, попав в сложные жизненные ситуации, начинают искать их причину в других людях. В тех, кто, как они считают, их подставил, оклеветал или испортил. Христианство призывает: «Человек, обратись к себе!». Все, что происходит с нами, есть не что иное, как перст Божий, как голос Божий, взывающий к нам: «Посмотри на себя, что ты делаешь. Обрати внимание, как ты живешь. Посмотри трезво и сделай выбор. Продолжишь или покаешься?». Вот что такое промысел Божий. Отсюда очень важный для нас, друзья, вывод: каждый человек в любой момент времени находится в наилучших условиях с точки зрения спасения. И «наилучшесть» эта состоит в том, что промыслом Божиим любая ситуация, обусловленная нашей волей и нашей свободой, ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.