Меня зовут Борис. По национальности я Серб, но не из Сербии, как это обычно предполагается, а из страны западнее — Боснии, где также живёт большое количество сербского населения. Родился я в этой стране, в ту пору входящей в состав Социалистической Федеративной Республики Югославии, в пригороде города Сараево в 1990 году, за год до её распада.
В 1991 году у нас в стране началась гражданская война. Война непременно сказывается на жизни всех, так случилось и с моей семьёй. Но на мне самом, как на ещё очень маленьком, не оставила особых травм, поскольку, будучи ребёнком, я не осознавал опасности. На происходящие вокруг события я смотрел как на игру, например: прятаться в подвале во время бомбардировки, по какой-то причине, мне это было интересно; куча деревьев рядом с нашим домом была нашим танком с необыкновенно большим экипажем, который состоял из всех детей нашего пригородного посёлка.
Несмотря на войну, я вырос и воспитан в полной семье в хорошо сохранившейся христианской народной традиции. Сербы, как известно, являются православными христианами, народная традиция и праздники которых переплетаются с традицией и праздниками Сербской Православной Церкви. Во время турецкого владычества, а также и во время социализма, когда празднование христианских праздников считалось преступлением, сербы усердно старались отмечать все христианские праздники, неразрывно связанные с душой народа на протяжении многих столетий. Всегда отмечались Пасха, Рождество и «Крестная слава».
Что это такое «Крестная слава»? Я сразу коротко объясню... Можно сказать, что каждый дом в Сербии имеет свой престольный праздник под названием «Крестная слава» или просто «Слава», который состоит в праздновании определённого святого — покровителя дома и семьи. В отличие от других христианских народов этот обычай есть только у сербов. Каждая фамилия (семейство) имеет своего святого покровителя, что передаётся из поколения в поколение. «Славу» празднуют не только частные люди, она является всеобщим праздником. Её празднуют села и города, церкви и школы, армия, больницы, государственные учреждения, благотворительные общества.
Моя Крестная Слава и моей семьи — это святитель Николай Чудотворец. В день его памяти, 19-го декабря, как правило, семья собирается в храме на литургии, где, по окончании службы, священник освящает специально для этого случая подготовленный и богато украшенный «Славский хлеб» и кутью. Священник разрезает хлеб и поливает его вином. Затем все вместе берут хлеб и поют церковные песнопения. В завершении священник преломляет хлеб вместе с хозяином дома со словами: «Христос посреди нас!» Хозяин отвечает: «И есть и будет!» В день Славы устраивается большая трапеза, на столе горит «Славская свеча», а в углу, обязательно, икона Николая Чудотворца — покровителя рода. Отец встречает гостей, не только в день праздника, но в течение трёх дней, как предполагает обычай. Негласное правило предписывает, что во время праздника хозяин гостеприимно принимает любого, кто постучит в дверь дома. Именно угощение и милостыня являются основными составляющими сербской Славы. Празднование Крестной Славы является особой честью для каждого. Эта традиция не прерывалась ни во времена турецкого господства, ни во время многочисленных войн и бедствий, ни при коммунистической власти. Этот день мне всегда приносил неописуемую радость.
Тем не менее, несмотря на всю народную традицию, церковным человеком и искренно по делам православным я не был до 23 лет моей жизни. Потом я стал более активно участвовать в церковной жизни и святых Таинствах. Лишь тогда я подлинно узнал Христа и начал стараться жить в соответствии со словами Господа и Его заповедями. Кроме того, я благодарен именно богатой народной христианской традиции, которая, в рамках семейного воспитания, в конечном итоге, привела меня к Церкви.
Как и следует, образование я получил на родине, в том числе и высшее — экономическое. Несколько лет спустя, появилась такая образовательная программа, обеспечивающая молодым людям из Боснии образование в России. Важно сказать, что у меня уже давно зародилось желание приехать в Россию и изучать русский язык, что понемногу самостоятельно делал на родине. У сербов, включая и меня самого, по культурно-историческим и религиозным соображениям, существует немалая любовь к России и русскому народу.
Итак, решился я на этот шаг, собрал документы, получил визу и приехал учиться в Россию. Только на этот раз я выбрал совсем другое направление; поступил на Теологическое отделение (Богословие) кафедры «Религиоведение» в Казанский Федеральный Университет.
Живу в самом большом в России студенческом комплексе — Деревне Универсиады. Жизненные обстоятельства и многочисленные знакомства с русскими привели меня в село Большие Кабаны. Сначала мы вместе с диаконом Николаем Егоровым и друзьями приезжали в гости к отцу Александру. Мне понравилось приезжать в кабанский приход, через некоторое время игумен Александр взял меня помощником по хозяйству и стал учить меня чтению, пению и прочим составляющим церковной службы. Так я стал прихожанином Спасо-Преображенского храма, которым, Бог даст, в дальнейшем останусь.
Источник: сайт Спасо-Преображенского храма