История Спасо-Преображенского прихода в Больших Кабанах начинается с XVI века. Можно только представить, сколько людей прошло через нашу церковь, сколько было священно— и церковнослужителей: настоятелей, дьяконов, звонарей, псаломщиков, пономарей… Все они когда-то молились в стенах этого храма.
Многое скрыто от нас под печатью веков. Но бывает, мало-помалу открываются нам страницы истории и имена этих людей.
Игумен Афанасий (в миру Петр Ранцев) родился в 1904 году в селе Богородское Казанской губернии. После школы ушел в монастырь, стал послушником Раифской Богородицкой пустыни.
В 1918 году часть монахов была расстреляна. Пережив это первое посягательство, Петр Иванович в 1924 году принимает монашество с именем Афанасий.
В 1928-м обитель была окончательно закрыта, монахи изгнаны из монастыря. Арестованные мужественно держались на допросах, не отрекаясь от веры. Был среди них и отец Афанасий. Многие из этих отважных людей были расстреляны или получили сроки концлагерей.
После закрытия Раифской пустыни монах Афанасий нес послушание псаломщика в Успенском храме родного села.
25 января 1930 года игумена Афанасия арестовали и сослали на строительство Беломорканала. Отбыв свой срок, он вернулся и служил псаломщиком в храме села Тогашево, а затем в Больших Кабанах.
Потом он оказался в Москве, где 12 июня 1940 года его рукоположил в сан иеромонаха митрополит Сергий (Страгородский) — будущий Патриарх Московский и всея Руси. С началом войны Ранцев был мобилизован на фронт. Прошел всю войну, дошел до Берлина, был трижды ранен; получил награды, в том числе и орден Красной Звезды.
После войны вернулся к служению в Больших Кабанах уже в качестве священника, затем оказался в Удмуртии. Умер в 1976 году, похоронен на кладбище в селе Сям-Можга.
Некоторые прихожане Спасо-Преображенского храма села Большие Кабаны помнят отца Афанасия, поминают его об упокоении, его имя записано в помянниках.
Антонина Вавилова из Малых Кабан рассказывает:
«Да, был такой батюшка, темноволосый, веселый, шутил много. Жил при храме в стареньком церковном доме. Помню, как на пасхальной неделе ходил по домам, христосовался, к нам тоже заходил, Пасху пел. Мама с бабушкой в церковь ходили, знали его хорошо, угощали, ну и выпить подавали у кого что было: наливали только в чайную чашку, из стопки он не пил; спрашивали:
— Батюшка, тебе налить чайку?
— Надо бы, конечно… — улыбаясь, отвечал он.
Помню, что на четвертой неделе Великого поста молодежь тоже говела, молодые люди исповедовались, причащались, за этим следили родители.
В 1958 году отец Афанасий венчал нас с мужем, было это рано утром, при закрытых дверях, чтоб никто не узнал, муж-то мой комсомольцем был. В начале 60-х отец Афанасий куда-то уехал».
После игумена Афанасия настоятелем Большекабанского храма стал протоиерей Сергий Благов, но это уже другая история.
Конечно, мало что удалось нам узнать об игумене Афанасии, ведь многих из тех, кто помнил батюшку, уже нет в живых; живые же помнят его плохо, ссылаясь на то, что, мол, молодые были, в церковь ходили редко, особо не интересовались, не спрашивали… А ведь биография отца Афанасия — прямое отражение истории нашей страны. Как жаль, что часто мы по молодости не замечаем таких судеб — возможно, опыт этого повидавшего жизнь простого сельского батюшки стал бы для всех нас и примером, и поучением, и утешением.