Новое имя в истории Раифской обители

7142
Фото

Из «подробностей последних дней новомучеников Раифских». Все они мужественно держались на допросах, не отрекаясь от веры. Иеродиаконы Иероним (Сорокин) и Порфирий (Советников), монахи Геласий, Нестор (Никитин) — с Афона, Савватий (Агафонов), послушники Александр Себельдин, Петр Ранцев, Иоанн Балякин, Иоанн Хорьков, а также 19 инокинь из трех закрытых в конце 20-х годов женских монастырей и несколько крестьян, которые не были расстреляны, но сосланы в северные края России.

В октябре 2016 года в Кировском областном краеведческом музее во время XX Свято-Трифоновских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность» был зачитал доклад протоиерея Максима Пислегина «Игумен Афанасий (Ранцев). Чтобы помнили», в котором описана дальнейшая судьба послушника Раифского монастыря Петра Ранцева — будущего игумена Афанасия (Ранцева).

С разрешения автора выдержки были опубликованы в седьмом номере Раифского альманаха: теперь в летопись монастыря внесено новое имя насельника Раифской обители.

При Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете в 1992 году был создан крупнейший информационный ресурс по истории гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Он содержит информацию как о канонизированных Православной Церковью новомучениках и исповедниках Российских, так и о неканонизированных христианах, репрессированных в период с 1917 по 1959 годы. В настоящий момент ресурс доступен на многих языках мира.

Трагедия в Раифском монастыре

Трагедия в Раифском монастыре

Среди многих тысяч имён, находящихся в базе данных, есть краткие сведения о Петре Ивановиче Ранцеве[1]. А именно: Родился в 1904 году в Казанской губернии, с. Богородское. Окончил сельскую школу. Стал послушником Раифской Богородицкой пустыни.

В 1918 году часть монахов была расстреляна по вымышленному обвинению в «зверском убийстве и сожжении трупов». Пережив это первое посягательство, Петр Иванович в 1924 году принимает монашество с именем Афанасий.

В 1928 году обитель была окончательно разорена, монахи изгнаны из монастыря. Однако из 30 выживших монахов семеро каким-то чудом продолжали жить в кельях бывшего монастыря. Среди них и молодой послушник Петр Иванович Ранцев. Другие иноки поселились в близлежащих деревнях и селах. Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему велико. Большинство Раифских монахов не переставали совершать Таинства, исповедовать, крестить, отпевать, даже служить Литургию.

В монастыре продолжались тайные богослужения, которые по праздникам посещало монашество закрытых к тому времени монастырей — Раифского, Свияжского, Феодоровского — а также миряне из ближних сел.

Памяти Новомучеников Раифских

27 января 1930 года в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в последнюю церковь Раифской пустыни, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря и верующие. Кроме того, еще накануне — ко всенощной — прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. Наутро состоялась последняя Божественная литургия раифской братии. Сразу после молебна свыше 30-ти человек были арестованы. Все они мужественно держались на допросах, не отрекаясь от веры. Иеродиаконы Иероним (Сорокин) и Порфирий (Советников), монахи Геласий, Нестор (Никитин) — с Афона, Савватий (Агафонов), послушники Александр Себельдин, Петр Ранцев, Иоанн Балякин, Иоанн Хорьков, а также 19 инокинь из трех закрытых в конце 20-х годов женских монастырей и несколько крестьян — явили собой образ христианской кротости и мужественного стояния за православную веру. Многие из арестованных были расстреляны или умерли в заключении, не услышав приговора суда, другие получили различные сроки концлагерей.

Дальнейшая судьба, как следует из Базы данных, не известна. Однако для нас он не является пропавшим без вести!

В Ижевском епархиальном управлении для исследовательской работы нам любезно предоставили личное дело игумена Афанасия Ранцева.

Из его послужного списка[2] (где игумен сам пишет о себе) нам удалось узнать, что после закрытия Раифской пустыни он был переведен в качестве псаломщика в село Богородское Столбищенского района Татарстана.

25 января 1930 года игумен Афанасий был арестован. Из воспоминаний последнего пономаря Успенского храма села Богородское Василия Петровича Козловского мы узнаем, что Ранцев был сослан на строительство Беломорканала[3]. Отбыв свой срок, он служил псаломщиком в храмах Татарстана: в селе Тогашево, а затем в селе Большие Кабаны.

Потом он оказывается в Москве, где его 12 июня 1940 года рукополагает сперва в сан иеродиакона, а потом и иеромонаха митрополит Сергий Страгородский — будущий патриарх Сергий. С началом войны Ранцев был мобилизован на фронт.

Дальше, судя по тому же послужному списку, ничего необычного не происходило. После войны вернулся к служению в Больших Кабанах, а затем оказался в Удмуртии. Исследуя историю прихода храма в честь святого Александра Невского (село Удугучин), мы узнали из рассказов прихожан и других респондентов, что в 1970 году Афанасий был настоятелем этого храма.

Умер в 1976 году настоятелем храма Михаила Архангела в селе Сям-Можга.

Вот, вроде бы, и всё, пробел заполнен. Однако не всё так просто. Осталось белое пятно военных лет.

Вот, что он пишет о тех временах: «К сожалению, с 1940 года пошли войны — сначала с Финляндией, а потом началась война с фашистской Германией. Все как один пошли на защиту своей страны. Я был взят защищать свое родное отечество, и пробыл на фронте с 1941 по 1945 годы (до августа). Был три раза ранен. Имею четыре правительственные награды: Орден Красной Звезды, медали «За победу над Германией», «За освобождение Берлина» и «За освобождение Варшавы». После окончания войны я возвратился с победой на Родину и поступил опять в село Большие Кабаны в качестве псаломщика».

Для того чтобы узнать о том, как прошли эти военные годы, пришлось провести большую исследовательскую работу. В результате запросов в многочисленные организации, военные архивы, удалось получить ответ из военного архива Министерства обороны.

Приказом от 30 ноября 1943 года № 34/Н за образцовое выполнение заданий командования на фронте, борьбу с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество гвардии рядовой Ранцев Пётр Иванович, наводчик ПТР 2 эскадрона 61 гв.кавалерийского полка 17 гв.кав.див., награждён Орденом Красной Звезды[4].

Из наградного листа следует, что иеромонах Афанасий в бою 13 ноября 1943 года за высоту 141,7 при контратаке немцев из ПТР подбил немецкую самоходную пушку «Фердинанд», чем дал возможность отбить контратаку противника и удержать занимаемый рубеж[5].

Этот «Фердинанд» представлял собой мощную немецкую тяжёлую самоходно-артиллерийскую установку класса истребителей танков. Боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, являлась одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина была одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд. В ходе знаменитой Курской битвы бронирование этого танка продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии.

Вот таков жизненный путь одного из служителей Русской Православной Церкви — игумена Афанасия Ранцева. И оказалось, что он с оружием в руках прошёл всю Великую Отечественную войну и неоднократно был награждён за боевые заслуги...



[1] http://martyrs.pstbi.ru

[2] «Личное дело игумена Афанасия Ранцева» / Архив Ижевского Епархиального Управления

[3] Я.И. Петрущенков. История прихода в селе Богородское (конец XVI — начало XX веков)

[4] Военный архив Министерства обороны РФ/ podvig-naroda.ru

[5] Там же

Новости по теме

В Раифском монастыре прошла встреча с православными психологами
Личности 8 августа 2024
В Раифском монастыре прошла встреча с православными психологами

В Раифском Богородицком мужском монастыре прошла встреча с православными психологами из епархиальной службы психологической помощи «Утешение».

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери
Личности 23 июля 2024
Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани
Личности 23 июля 2024
Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года
Личности 16 июля 2024
Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.