«Община нужна каждому христианину»

1769
Фото

2 февраля в Казани стартовал научно-практический семинар «Организация и развитие приходской жизни». Опытом собирания прихода и созидания общинной жизни с настоятелями храмов Татарстанской митрополии и мирянами, активно участвующими в жизни Православной Церкви в Татарстане, делятся эксперты из Екатеринбургской епархии председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», настоятель Никольского храма при Уральском государственном горном университете протоиерей Игорь Бачинин и клирик Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга иерей Константин Корепанов.

Отец Игорь и отец Константин ответили на вопросы корреспондента Радио «Вера» в Казани Ольгой Павловой.

— Насколько сейчас актуальна проблема организации и развития приходской жизни? Казалось бы, этот вопрос уже решён — прошло 20-30 лет с начала возрождения в нашей стране православных общин и храмов.

Отец Константин: Конечно, актуальна. После начала возрождения церковной жизни в 90-е годы никто таких задач не ставил. В то время Церковь, скажем так, лежала в материальных руинах: надо было строить храмы, православные школы, крестить и венчать людей. В начале нулевых некоторые священники стали говорить, что верующих нужно как-то объединить, но всерьёз эта тема начала обсуждаться примерно через десять лет. В 2010-х годах стало понятно, что в храмы приходит креститься и венчаться множество людей, большинство из которых не остаются в Церкви. Следовало проанализировать сложившуюся ситуацию и понять, почему так происходит, а также что с этим делать.

В конце 2010-х в Екатеринбурге стали широко обсуждаться вопросы организации приходской жизни и евхаристической общины. И спустя время появились плоды этих размышлений и обсуждений — у нас есть крепкие общины, которые в городе известны всем. Тему приходской жизни начали активно поднимать и в других митрополиях. Так, разные епархии Русской Православной Церкви стали приглашать в первую очередь, отца Игоря для того, чтобы он поделился своим практическим опытом, а также осмыслением проблемы с точки зрения человека науки, опытного педагога и пастыря. На семинарах отец Игорь также показывает некий системный взгляд на то, в чём заключается проблема и как её решить.

— О чём важно помнить, созидая христианскую общину?

Отец Константин: О том, что христианская община состоит из двух равновеликих компонентов. Первый — это человеческие усилия, в данном случае, организационные. Второй — это благодать и воля Божия, о которой говорится в Книге деяний святых апостолов: «... Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47) . Община — не только результат организационных усилий человека, но и плод благодатных усилий Божественного промысла. Если об этом забыть, то община перестаёт быть собственно Церковью, и становится просто собранием вокруг очень талантливого или харизматичного пастыря. Внешне она функционирует, однако насколько её можно считать христианской — большой вопрос.

В храме преподобного Серафима Саровского состоялась лекция протоиерея Игоря Бачинина, посвященная организации жизни евхаристической общины

— Расскажите, пожалуйста, о ваших приходах. Где вы служите? Как устроена ваша приходская жизнь?

Отец Игорь: Я несу послушание настоятеля храма святителя Николая при Уральском государственном горном университете. В вузе действует кафедра теологии, где я также тружусь заведующим. Если говорить о нашем приходе, то нужно представить часть города, расположенную в центральном районе, площадь которой равна одному квадратному километру. На этой территории находятся Троицкий кафедральный собор, Ново-Тихвинский Александро-Невский женский монастырь (где на Литургии по будням причащается не меньше 200—300 человек), а также ещё четыре церкви, включая наш приход, который появился в этом месте последним.

До того, как меня назначили настоятелем, я служил в Ново-Тихвинском монастыре. Поэтому многие моменты, с которыми я в последующем столкнулся, оказались для меня в новинку. Например, я не знал, откуда берётся облачение, и как на богослужении появляются просфоры.

Отец Константин: Батюшка, Вы ещё добавьте, что площадь Вашего храма очень-очень маленькая, а ещё отсутствует прихрамовая территории, потому что церковь фактически является домовой.

Отец Игорь: Да, этот так. Поэтому поначалу я оказался в ситуации, к которой совершенно не был готов. Нужно было каким-то образом в непростых условиях организовывать и возрождать приходскую жизнь. Мне казалось, что все люди, которые живут поблизости, уже нашли себя в каком-то из этих пяти храмов.

— Как Вы справились с этими задачами?

Отец Игорь: Прежде чем начать созидать приходскую жизнь, нужно было понять, что она из себя представляет. Ведь это не просто стены и здание, или какие-то проекты, но и люди… Когда я изучал труды, посвящённые жизни священномученика Серафима (Чичагова), мне встретилась его рекомендация создавать на приходах общества трезвости. Такое общество имеет некую особенность в первую очередь качественно характеризующее его членов. Эти люди — ищущие, творческие, неравнодушные. Полагаю, что именно это общество, которое Господь созидал, и стало основанием для нашей приходской жизни.

В своё время мы приглашали в Екатеринбург владыку Иакова (Костючука), иерарха Польской Православной Церкви, чтобы он поделился опытом работы с молодёжью. Я нёс послушание руководителя миссионерского отдела епархии и видел, сколько молодых людей состоит в различных сектантских организациях. Мне было интересно, что же польские приходы делают, чтобы молодёжь приходила и главное, оставалась в лоне Церкви. Польша — это католическая страна, и православные люди там пребывают в инославном окружении. И они прекрасно понимают, что оттого, придёт ли молодёжь в Церковь и как она там будет жить, зависит будущее самой Церкви.

Владыку Иакова сопровождал протоиерей Марк Вавренюк, с которым мы также пообщались об организации приходской жизни. И тот разговор сохранился в моей памяти. Я спросил: «Батюшка, а сколько прихожан в Вашем храме?» Он ответил: «269 человек». Его ответ ввёл меня состояние стагнации. Я снова задал вопрос: «Почему 269 человек?» Этот ответ изумил меня ещё больше: «Так я же их всех знаю!»

Тогда я как священник задался вопросами: а вообще прихожанин — это кто? Тот человек, с которым мы сегодня причащались из одной Чаши — он считает себя прихожанином? Как определить, является ли человек прихожанином, или нет? Если я его считаю прихожанином, он-то себя считает таковым?

Долгое время я искал ответы на эти и другие вопросы. Важно осмыслить эту проблему с богословской точки зрения, увидеть её богословские основания, найти и пообщаться с теми людьми, кто действительно смог решить эту задачу. Мы решаем эти задачи вплоть до настоящего времени. Недавно прошло очередное приходское собрание, и сейчас я могу сказать, что по списку у нас значится 181 прихожанин, и я знаю каждого!

— Отец Константин, расскажите, пожалуйста, про жизнь вашего прихода.

Отец Константин: На протяжении пяти лет я клирик Троицкого кафедрального собора. Никакой общины сроду не хотел создавать, хотя почти 20 лет помогал созидать приходскую общину в маленьком посёлке. У меня был патологический страх вести за собой людей, он присутствует и сейчас. Но однажды вокруг меня собрались люди, которые сказали: ну, давай батюшка что-нибудь будем делать. Мне пришлось принять этот вызов — не мог же ответить: извините, я не хочу этим заниматься.

Я очень благодарен Богу, что мой недостаток организаторских способностей компенсировали люди, имеющие эти способности. Это меня удивило и вдохновило. Я понял: то, что происходит — это не моего ума дело, и не моя воля. Бог привёл этих людей. Господь Иисус Христос спросил апостола Петра: «Любишь ли Меня? Паси овец Моих» (Ин. 21, 16). В сущности, с этим вопросом Спаситель обращается к каждому священнику. И если отвечаешь согласием, то любовь должна проявляться не только в предстоянии у Престола с молитвой за народ, но и в том, чтобы стать пастырем тем людям, которых к тебе приведёт Бог. Это очень большая ответственность, но деваться от неё некуда. Священник не может не быть пастырем. Он обязан служить людям, заниматься организацией приходской жизни на основании заповедей Христа и воли Божией, а также заботиться о возрастании в вере своих пасомых. Если священник не хочет решать эти задачи, тогда он должен отказаться от сана. Священник служит и Богу для людей, и людям для Бога. Эту неразрывность служения мне пришлось осознать.

Итак, Господь послал мне людей, которые могли заниматься организацией, и вместе с этим постепенно стала собираться община. Для организации общины очень важно иметь несколько элементов. Первое — это совместное Причащение. Второе — совместная молитва. Мы пытаемся это организовать так, чтобы все члены общины ежедневно принимали участие в суточном круге богослужения. Третье — это чаепитие, организация приходских праздников. Четвёртое — общие дела, в нашей общине это помощь людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию. Надеюсь, впереди у нас ещё множество дел, которые, с Божией помощью, будем решать. Главное, что у нас есть желание заниматься ими вместе.

— На ваш взгляд, община нужна каждому человеку?

Отец Константин: Община нужна каждому христианину. Самым важным элементом христианской жизни является служение. Если верующий не служит, он не исполняет чего-то важного. Вне общинной реализации заповедей Божиих жизнь во Христе просто невозможна. По мысли апостола Иоанна Богослова, омовение Спасителем ног учеников — это практическая суть Евхаристии. Христос служит нам — мы служим друг другу. А если человек никому не служит, христианин ли он? Вера предполагает служение, и оно может быть разным по мере и степени. Важно помнить, что Церковь существует только в рамках общности. Церковь — это семья, которую создал Бог.

Материал подготовила Анна ФРОЛОВА

Новости по теме

В Сергиевском храме Казани состоялись молитвенные торжества в честь иконы Божией Матери «Всеблаженная»
Интервью 14 сентября 2024
В Сергиевском храме Казани состоялись молитвенные торжества в честь иконы Божией Матери «Всеблаженная»

14 сентября 2024 года, в день церковного новолетия и праздник иконы Божией Матери «Всеблаженная», в храме преподобного Сергия Радонежского города Казани прошли молитвенные торжества в честь чтимого образа Царицы Небесной.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи села Селенгуши отметил престольный праздник
Интервью 11 сентября 2024
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи села Селенгуши отметил престольный праздник

11 сентября 2024 года, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, одноимённый старинный храм в селе Селенгуши (Пестречинский район РТ) отметил престольный праздник.

Продолжается возрождение старинного храма Казанских святителей в деревне Люткино
Интервью 10 сентября 2024
Продолжается возрождение старинного храма Казанских святителей в деревне Люткино

7 сентября в возрождающемся старинном храме святителей Гурия, Германа и Варсонофия в деревне Люткино (Пестречинский район РТ) был совершён молебен Казанским святителям.

Митрополит Феофан: главное чудо я видел в Беслане
Интервью 1 сентября 2024
Митрополит Феофан: главное чудо я видел в Беслане

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в эфире программы «Точка опоры» на телеканале «Спас» рассказал, каким он запомнил день захвата школы в Беслане.