2 февраля в Казани стартовал научно-практический семинар «Организация и развитие приходской жизни». Опытом собирания прихода и созидания общинной жизни с настоятелями храмов Татарстанской митрополии и мирянами, активно участвующими в жизни Православной Церкви в Татарстане, делятся эксперты из Екатеринбургской епархии — председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», настоятель Никольского храма при Уральском государственном горном университете протоиерей Игорь Бачинин и клирик Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга иерей Константин Корепанов.
Отец Игорь и отец Константин ответили на вопросы корреспондента Радио «Вера» в Казани Ольгой Павловой.
— Насколько сейчас актуальна проблема организации и развития приходской жизни? Казалось бы, этот вопрос уже решён — прошло 20-30 лет с начала возрождения в нашей стране православных общин и храмов.
Отец Константин: Конечно, актуальна. После начала возрождения церковной жизни в 90-е годы никто таких задач не ставил. В то время Церковь, скажем так, лежала в материальных руинах: надо было строить храмы, православные школы, крестить и венчать людей. В начале нулевых некоторые священники стали говорить, что верующих нужно как-то объединить, но всерьёз эта тема начала обсуждаться примерно через десять лет. В 2010-х годах стало понятно, что в храмы приходит креститься и венчаться множество людей, большинство из которых не остаются в Церкви. Следовало проанализировать сложившуюся ситуацию и понять, почему так происходит, а также что с этим делать.
В конце 2010-х в Екатеринбурге стали широко обсуждаться вопросы организации приходской жизни и евхаристической общины. И спустя время появились плоды этих размышлений и обсуждений — у нас есть крепкие общины, которые в городе известны всем. Тему приходской жизни начали активно поднимать и в других митрополиях. Так, разные епархии Русской Православной Церкви стали приглашать в первую очередь, отца Игоря для того, чтобы он поделился своим практическим опытом, а также осмыслением проблемы с точки зрения человека науки, опытного педагога и пастыря. На семинарах отец Игорь также показывает некий системный взгляд на то, в чём заключается проблема и как её решить.
— О чём важно помнить, созидая христианскую общину?
Отец Константин: О том, что христианская община состоит из двух равновеликих компонентов. Первый — это человеческие усилия, в данном случае, организационные. Второй — это благодать и воля Божия, о которой говорится в Книге деяний святых апостолов: «... Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47) . Община — не только результат организационных усилий человека, но и плод благодатных усилий Божественного промысла. Если об этом забыть, то община перестаёт быть собственно Церковью, и становится просто собранием вокруг очень талантливого или харизматичного пастыря. Внешне она функционирует, однако насколько её можно считать христианской — большой вопрос.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших приходах. Где вы служите? Как устроена ваша приходская жизнь?
Отец Игорь: Я несу послушание настоятеля храма святителя Николая при Уральском государственном горном университете. В вузе действует кафедра теологии, где я также тружусь заведующим. Если говорить о нашем приходе, то нужно представить часть города, расположенную в центральном районе, площадь которой равна одному квадратному километру. На этой территории находятся Троицкий кафедральный собор, Ново-Тихвинский Александро-Невский женский монастырь (где на Литургии по будням причащается не меньше 200—300 человек), а также ещё четыре церкви, включая наш приход, который появился в этом месте последним.
До того, как меня назначили настоятелем, я служил в Ново-Тихвинском монастыре. Поэтому многие моменты, с которыми я в последующем столкнулся, оказались для меня в новинку. Например, я не знал, откуда берётся облачение, и как на богослужении появляются просфоры.
Отец Константин: Батюшка, Вы ещё добавьте, что площадь Вашего храма очень-очень маленькая, а ещё отсутствует прихрамовая территории, потому что церковь фактически является домовой.
Отец Игорь: Да, этот так. Поэтому поначалу я оказался в ситуации, к которой совершенно не был готов. Нужно было каким-то образом в непростых условиях организовывать и возрождать приходскую жизнь. Мне казалось, что все люди, которые живут поблизости, уже нашли себя в каком-то из этих пяти храмов.
— Как Вы справились с этими задачами?
Отец Игорь: Прежде чем начать созидать приходскую жизнь, нужно было понять, что она из себя представляет. Ведь это не просто стены и здание, или какие-то проекты, но и люди… Когда я изучал труды, посвящённые жизни священномученика Серафима (Чичагова), мне встретилась его рекомендация создавать на приходах общества трезвости. Такое общество имеет некую особенность в первую очередь качественно характеризующее его членов. Эти люди — ищущие, творческие, неравнодушные. Полагаю, что именно это общество, которое Господь созидал, и стало основанием для нашей приходской жизни.
В своё время мы приглашали в Екатеринбург владыку Иакова (Костючука), иерарха Польской Православной Церкви, чтобы он поделился опытом работы с молодёжью. Я нёс послушание руководителя миссионерского отдела епархии и видел, сколько молодых людей состоит в различных сектантских организациях. Мне было интересно, что же польские приходы делают, чтобы молодёжь приходила и главное, оставалась в лоне Церкви. Польша — это католическая страна, и православные люди там пребывают в инославном окружении. И они прекрасно понимают, что оттого, придёт ли молодёжь в Церковь и как она там будет жить, зависит будущее самой Церкви.
Владыку Иакова сопровождал протоиерей Марк Вавренюк, с которым мы также пообщались об организации приходской жизни. И тот разговор сохранился в моей памяти. Я спросил: «Батюшка, а сколько прихожан в Вашем храме?» Он ответил: «269 человек». Его ответ ввёл меня состояние стагнации. Я снова задал вопрос: «Почему 269 человек?» Этот ответ изумил меня ещё больше: «Так я же их всех знаю!»
Тогда я как священник задался вопросами: а вообще прихожанин — это кто? Тот человек, с которым мы сегодня причащались из одной Чаши — он считает себя прихожанином? Как определить, является ли человек прихожанином, или нет? Если я его считаю прихожанином, он-то себя считает таковым?
Долгое время я искал ответы на эти и другие вопросы. Важно осмыслить эту проблему с богословской точки зрения, увидеть её богословские основания, найти и пообщаться с теми людьми, кто действительно смог решить эту задачу. Мы решаем эти задачи вплоть до настоящего времени. Недавно прошло очередное приходское собрание, и сейчас я могу сказать, что по списку у нас значится 181 прихожанин, и я знаю каждого!
— Отец Константин, расскажите, пожалуйста, про жизнь вашего прихода.
Отец Константин: На протяжении пяти лет я клирик Троицкого кафедрального собора. Никакой общины сроду не хотел создавать, хотя почти 20 лет помогал созидать приходскую общину в маленьком посёлке. У меня был патологический страх вести за собой людей, он присутствует и сейчас. Но однажды вокруг меня собрались люди, которые сказали: ну, давай батюшка что-нибудь будем делать. Мне пришлось принять этот вызов — не мог же ответить: извините, я не хочу этим заниматься.
Я очень благодарен Богу, что мой недостаток организаторских способностей компенсировали люди, имеющие эти способности. Это меня удивило и вдохновило. Я понял: то, что происходит — это не моего ума дело, и не моя воля. Бог привёл этих людей. Господь Иисус Христос спросил апостола Петра: «Любишь ли Меня? Паси овец Моих» (Ин. 21, 16). В сущности, с этим вопросом Спаситель обращается к каждому священнику. И если отвечаешь согласием, то любовь должна проявляться не только в предстоянии у Престола с молитвой за народ, но и в том, чтобы стать пастырем тем людям, которых к тебе приведёт Бог. Это очень большая ответственность, но деваться от неё некуда. Священник не может не быть пастырем. Он обязан служить людям, заниматься организацией приходской жизни на основании заповедей Христа и воли Божией, а также заботиться о возрастании в вере своих пасомых. Если священник не хочет решать эти задачи, тогда он должен отказаться от сана. Священник служит и Богу для людей, и людям для Бога. Эту неразрывность служения мне пришлось осознать.
Итак, Господь послал мне людей, которые могли заниматься организацией, и вместе с этим постепенно стала собираться община. Для организации общины очень важно иметь несколько элементов. Первое — это совместное Причащение. Второе — совместная молитва. Мы пытаемся это организовать так, чтобы все члены общины ежедневно принимали участие в суточном круге богослужения. Третье — это чаепитие, организация приходских праздников. Четвёртое — общие дела, в нашей общине это помощь людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию. Надеюсь, впереди у нас ещё множество дел, которые, с Божией помощью, будем решать. Главное, что у нас есть желание заниматься ими вместе.
— На ваш взгляд, община нужна каждому человеку?
Отец Константин: Община нужна каждому христианину. Самым важным элементом христианской жизни является служение. Если верующий не служит, он не исполняет чего-то важного. Вне общинной реализации заповедей Божиих жизнь во Христе просто невозможна. По мысли апостола Иоанна Богослова, омовение Спасителем ног учеников — это практическая суть Евхаристии. Христос служит нам — мы служим друг другу. А если человек никому не служит, христианин ли он? Вера предполагает служение, и оно может быть разным по мере и степени. Важно помнить, что Церковь существует только в рамках общности. Церковь — это семья, которую создал Бог.
Материал подготовила Анна ФРОЛОВА