Год назад игумен Гавриил (Рожнов) был назначен наместником Раифского Богородицкого мужского монастыря. Школу монашества он начал проходить в Оптиной пустыни — монастыре со строгим уставом. Наверняка, ему хотелось привести эту школу и в Поволжский край...
— В идеале и церковная молитва, и келейная, и труды братии и послушников должны быть гармоничными, уравновешенными… В связи с этим наш первый вопрос: удается ли это в реальной жизни обители?
— В монастырь Оптиной пустыни стекались отцы из самых известных монастырей. Там сразу были установлены традиции монашеской жизни. В Раифском же монастыре, который начал восстанавливаться в конце XX века практически с нуля, с монашескими традициями дело обстояло намного хуже. Хотя в целом богослужебный устав и распорядок дня здесь такой же, как и в Оптиной пустыни.
Основой жизни монашествующих в Раифской обители, как и во всех монастырях Русской Православной Церкви, является храмовое богослужение. Богослужебный день братии начинается с утренних молитв, полунощницы и молебна перед главной святыней Раифского монастыря — иконы Божией Матери «Грузинская». Такое же начало богослужебного дня существует и в Оптиной пустыни, где совершается полунощница и молебен у раки с мощами преподобного Амвросия Оптинского, и в Троице-Сергиевской лавре у мощей преподобного Сергия Радонежского.
Затем служится Божественная литургия. В отличие от Оптиной пустыни, здесь одна Литургия: в Оптиной служат раннюю и позднюю литургию ежедневно. Вечернее богослужение в Раифе состоит из повечерия и утрени. Такой порядок не характерен для большинства обителей, например, в Оптиной пустыни повечерие совершалось только в скиту. Ведь повечерие наполнено очень серьезным богословским смыслом и глубокими молитвами, плюс канон Божией Матери из Октоиха. Таких канонов 56 — на каждый вечер положен особый.
В связи с тем, что хозяйственная часть в Раифской обители уже налажена, у братии есть время посещать все богослужения. Это непременное условие, и даже требование. Как я повторяю братии: «Это не только наша обязанность, но и наша потребность». И как говорил святитель Феофан Затворник: «Коль скоро молитва исправна, всё исправно».
В реальной жизни нашей обители удается соблюдать этот монашеский устав. Многое зависит от ревности служения Богу самой братии монастыря: возможность посещать богослужения, совершать келейную молитву есть у всех. Уставом монастыря предусмотрено на это определенное время. Братия в основном живут в отдельных келиях и имеют все условия для уединения, почитать молитвенные правила, отдохнуть и настроиться на послушания и общие богослужения. Молитва — это дыхание души. Как наше тело не может без воздуха, так и душа без молитвы. Как рыба вынутая из воды — так и монах без молитвы. Так что посещение богослужений и личная молитва — это основа монастырской жизни. Пока братии это удается.
— Да, Раифский монастырь практически восстановлен и можно просто уделять время духовному деланию. Но за последний год, если судить по новостной информации сайта обители, соцсетей, монастырь живет довольно бурной хозяйственной жизнью…
— Время определяет эту необходимость и диктует свои условия. И потому всегда есть место для совершенствования.
В настоящее время полным ходом идут работы по созданию музея. Это идея существовала давно. Собрано довольно много экспонатов, которые находятся в запасниках. Хотелось бы их показать людям. На берегу Раифского озера, рядом с монастырем построена «Монастырская трапеза», которую могут посетить все посетители обители.
— Каково, на Ваш взгляд, наиболее значимое начинание в новейшей истории обители?
— Безусловно, это открытие Никольского скита. Сейчас продолжаются работы по его устройству. Скоро начнется монтаж деревянного ограждения в виде частокола (по образцу древнеруссских крепостей). Через несколько недель будет готов сруб под братский корпус на несколько комнат. Идет и подготовка по проводке коммуникаций. К зиме, с Божией помощью, планируем поставить сруб под храм.
Духовному деланию братии это совершенно не мешает. Как говорит тот же святитель Феофан Затворник: «Беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, но её главным содержанием». Так что фон — это все наши остальные хозяйственные занятия, послушания. Как человек двойственен и состоит из тела и души, так и делание монаха тоже двойственное: и духовное, и физическое.
Необходимость создании скита обусловлена большим потоком посещающих монастырь, многолюдностью. Организация скита — эта практика многих столичных монастырей. И делается для того, чтобы братия монастыря не находилась в постоянной всепоглощающей мирской суете, а могла все-таки уединиться для молитвы, духовной и физической работы. В спокойных условиях идти по монашескому пути...
— Сколько на сегодняшний день в Раифском монастыре монахов, иноков и послушников? Какое количество трудников постоянно работает в обители?
— В настоящий момент десять человек братии в постриге, девять человек послушников. Трудников всегда разное количество, но постоянно в среднем четыре человека есть, конечно.
— Как сказано на сайте Раифской обители: «У человека, ведущего духовную жизнь, наступает время, когда он задается вопросом: как испытать себя, как потрудиться ради Бога, наконец, как найти ту обитель, которая может стать местом его спасения. Выбор сделать непросто. Сначала необходимо посмотреть жизнь монастыря изнутри, понять его духовное устроение, необходимо пожить в обители подольше, поучаствовать в жизни братии монастыря, потрудиться на послушаниях».
— Так и есть. Одни сами приезжают, другие через Интернет обращаются или же пишут обычные письма, просят благословения приехать...
— Скажите, отец Гавриил, а сколько времени у Вас остается на сон?
— Около шести с половиной часов.
— Отче, что бы Вы хотели сказать нашим читателям?
— Хотелось бы, чтобы миряне, посещающие монастыри, видели в них не только культурно-историческую достопримечательность, а прежде всего смогли ощутить его в качестве духовного места, посещая богослужения, участвуя в таинствах Церкви. Постарайтесь выносить из стен обители не только приятные впечатления, но и принять благодать Божию в этом святом месте.
— Спаси Вас Господь, отец Гавриил!