Протоиерей Константин Костромин: «Происходящее на Украине и в Эстонии является следствием событий столетней давности»

6885
Фото

Одним из важных событий научно-богословской жизни Казанской епархии минувшего 2017 года стала XVI Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи», проходившая в Казанской православной духовной семинарии с 21 по 22 ноября.

Конференция была посвящена ряду юбилейных дат — 100-летию восстановления Патриаршества, 100-летию Поместного Собора, началу гонений на Русскую Православную Церковь, 175-летию со дня основания Казанской духовной академии, 20-летию возрождения духовного образования в Казани, 100-летию со дня кончины профессора П. В. Знаменского, 80-летию со дня кончины профессора В. И. Несмелова.

В числе участников конференции — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Отмечая актуальность вспоминаемых событий, отец Константин сказал, что «происходящее на Украине и в Эстонии является следствием событий столетней давности».

— Здравствуйте, отец Константин. Какие у Вас впечатления о прошедшей конференции?

— Здравствуйте. Подобные конференции — это всегда особенное напряжение для учебного заведения, хотя, несомненно, ему необходима такая мобилизация интеллектуальных способностей участников, причем как выступающих, так и слушающих. Я каждый год участвую в этой конференции и могу сказать, что ее уровень довольно высок. Что касается непосредственно нашей секции, то уровень докладов весьма разнился, причем это не зависело от статуса и образования выступающих. На качество доклада всегда оказывают влияние два фактора — степень личного интереса и количество затраченных интеллектуальных усилий. Важно не только поставить проблему, но и показать ее с интересной стороны.

— Отец Константин, Ваш доклад был посвящен проблеме сохранения Православия в послереволюционные годы. Как это происходило в России?

— По-разному. В докладе я обратил внимание на возможность сохранения веры именно на этнических окраинах, не относящихся к Великороссии. Мне кажется, что угроза Православию возникла в 1917 году в большей степени не на территории Центральной России — Москвы, Казани, Нижнего Новгорода и так далее, а на территории проживания тех народов, которые изначально не являлись православными. Эти народы подверглись русификации, и, стало быть, воздействию православной культуры в последние двести лет существования Российской империи. Это Финляндия, Прибалтика и Польша и отчасти Западная Украина, Кавказ и Средняя Азия. Особенно остро эта проблема проявила себя в западных регионах. Один из самых ранних трагических эпизодов — гибель священномученика Платона, епископа Ревельского. Он мученически скончался в Эстонии, которая в то время находилась то под властью большевиков, то немецких властей, то националистов.

— Отче, Вы говорите, что опасности подверглись регионы, не являвшиеся исконно православными. Но такие регионы имеются и в России — взять то же Поволжье.

— Да, эти регионы тоже были русифицированы, однако это произошло намного раньше.

— Это сильно повлияло?

— Несомненно. В Казани, как мы знаем, сохранилось множество памятников начала XVII века. В то смутное время именно Поволжье с Нижним Новгородом и Казанью взяли на себя заботы по сохранению русской государственности. К тому времени эти регионы были не просто русифицированы — они стали зерном, из которого росла русская государственность, а вместе с ней и православная культура. Соответственно Поволжье было и оставалось оплотом Православия, которое не удалось выкорчевать с корнем даже в советские годы, хотя в 1939-м у нас в стране почти не осталось архиереев на свободе. И очень симптоматично, что именно в епархиях Центральной России и Поволжья в 1941 году появились архиереи. Мне кажется, что это говорит о глубокой укорененности Православия в этих областях.

— Отец Константин, события прошлого очень часто сказываются на современности. Насколько актуальна сегодня тема сохранения Православия?

— Для регионов, сохранивших Православие в советское время, в первую очередь актуальны вопросы миссионерской работы. А в регионах, где Православие к 1917 году занимало весьма слабые позиции, речь идет о его сохранении. Это прежде всего Дальний Восток и бывшие национальные окраины. Происходящее на Украине и в Эстонии является следствием событий столетней давности.

— Отче, что бы Вы хотели бы пожелать организаторам и участникам прошедшей конференции?

— Участникам я хотел бы пожелать повышения своего профессионального уровня. А организаторам, которым я очень благодарен, желаю сохранить и преумножить достигнутый успех.

— Спасибо Вам за интересную беседу.

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)
Интервью 18 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)

Съемочная группа Информационного отдела Казанской епархии работает над созданием документального фильма «Но мы остаёмся здесь». Фильм посвящён жизни и подвигу епископа Феофана (Еланского).

«Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем
Интервью 16 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем

В эфире радио «Вера — Казань» (95,5 FM) состоялся выпуск программы «Светлый вечер в Казани». Гостем студии стал актёр, режиссёр, президент Королевского ордена витязей, учредитель фестиваля «Витязь Фест — Дух Славян» Зоран Мрдженович.

«Архипастырь»: Беседа с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом
Интервью 12 ноября 2024
«Архипастырь»: Беседа с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом

На православном телеканале «Союз» вышла программа «Архипастырь» с участием митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. Глава Татарстанской митрополии ответил на вопросы ведущей передачи Светланы Ладиной.

Что нужно знать о церковной свече?
Интервью 23 октября 2024
Что нужно знать о церковной свече?

Зачем покупать и зажигать в храме свечи? Куда ставить свечу за здравие, а куда — за упокой? Можно ли гадать с церковными свечами? Можно ли купить свечу в одном храме, а зажечь в другом?