Ровно месяц назад на первом в этом году заседании Святейшего Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был избран епископ Чистопольский и Нижнекамский. Им стал клирик Ростовской епархии иеромонах Пармен (Щипелев).
Назначение владыки Пармена стало неожиданностью, как для прихожан ростовских храмов, так и для верующих Татарстанской митрополии. Встретившись с епископом Парменом, мы поинтересовались, как сам владыка воспринял известие о своем назначении и какие шаги он предпринял в самые первые дни своей архипастырской деятельности.
— Мы монахи и послушание у нас паче поста и молитвы. Я прибыл в Татарстан, чтобы исполнить послушание священноначалия, исполнить его на деле, а не на словах, чтобы потом отчитаться и доложиться. Сейчас, впрочем, и докладывать-то не надо, ведь все наши свершения и чаяния и так на виду. Мы открыты, можно даже сказать — обнажены. И дай Бог, чтобы эта наша обнаженность не стала ни для кого соблазном. Дай Бог нам явить положительный пример нашей пастве и всем вместе во Славу Божию хорошо потрудиться на этой святой земле, — сказал епископ Пармен, предваряя рассказ о том, как проходило его знакомство с Чистопольской епархией.
— К своему стыду и сожалению я раньше никогда не бывал в этих святых местах. И вот мне недостойному выпала честь ходить своими стопами по земле, где потрудились многие угодники Божьи, где каждое место, каждая пядь, каждый кирпичик, каждая иконочка и фреска молитвенно выстраданы и показывают всему миру, каково наше Российское государство, какова наша государственность. Святыни Казанской и Татарстанской земли врачуют немощную плоть и душу наполняют той историчностью, которая под спудом находится и у южных жителей России и у жителей дальних пределов нашего государства. Прихожане моего старого храма не знают об этих прекрасных сокровищницах, но они очень хотят восполнить эти пробелы, хотят прикоснуться к истории этих святынь. На Дону очень ждут моих рассказов, моих впечатлений, моих эмоций, которых за несколько дней пребывания на гостеприимной земле Татарстана у меня скопилось великое множество. Я действительно трепещу перед местными святынями, и, признаться, не могу до конца осознать, что мне вместе с архипастырями и пастырями Татарстанской митрополии довелось послужить в храме 1551 года, который знаком великим вошел в летопись государства Российского. Мне бы очень хотелось, чтобы эту знаковость прочувствовали как люди, живущие на территории вверенной мне епархии, так и те, с кем мне доводилось молитвенно предстоять пред Господом и трудиться во благо Церкви на Дону. У меня даже язык не поворачивается назвать этих людей своими «бывшими прихожанами». Они ведь всегда со мной, в моем сердце, и я чувствую их молитвенную помощь и поддержку.
— Молитвенную помощь чистопольцев Вы, наверное, тоже ощущаете? Довелось уже познакомиться с кем-то из верующих Татарстана?
— Конечно! И должен сказать, что люди здесь замечательные. Я очень благодарен владыке-митрополиту Анастасию, владыке-епископу Мефодию, священникам и мирянам Татарстанской митрополии за то, что они так тепло приняли меня здесь. Я приехал сюда вразумленный, наставленный отцовской любовью Святейшего Патриарха, который очень много полезного сказал мне в день моей архиерейской хиротонии. Святейший Владыка сказал: «неси в мир любовь и сам получишь эту любовь». По его слову все и происходит. Уже в первые дни моего пребывания на Чистопольской кафедре Господь свел меня с людьми, которые буквально ждали своего часа, которые готовы много потрудиться во благо Церкви. Я встретился с меценатами, с активными мирянами и священнослужителями. Мы провели собрание духовенства, в ходе которого были совершены некоторые преобразования и назначения. В дальнейшем я планирую объехать все приходы епархии. Мне ведь нужно установить контакт с районной администрацией, наладить более тесное взаимодействие с духовенством и мирянами. Я хочу понять: чего люди ждут, чего им не достает, какая помощь им нужна от епархии, и какую помощь они сами могут предложить. Мне бы очень хотелось, чтобы между нами не было каких-либо разделений, чтобы все мы трудились сообща. Чтобы мы вместе продолжили добрые начинания владыки-митрополита и выработали новые славные традиции, которые позволили бы нам стать крепким звеном в цепочке звеньев Русской Церкви и не выпадать из работы единого Богом установленного организма.
— Решили уже с чего лучше начать? Какое направление работы на данный момент является приоритетным?
— Приоритетным мне видится развитие молодежного служения. Побывав на богослужениях в ряде приходов, я пришел к выводу, что возрастной ценз оставляет желать лучшего. Молодежи в храмах мало. Лидеры есть, но им не хватает поддержки. Об этом мы говорили на прошедшем епархиальном собрании, и я просил благочинных и настоятелей уделить особое внимание инициативам, которые бы поспособствовали привлечению молодых людей в храм. Я в свою очередь тоже, конечно, не останусь в стороне от молодежной работы. С радостью поучаствую в круглых столах, в субботниках, в духовно-просветительских и спортивных мероприятиях. Хотелось бы также привлечь молодых людей к работе епархиальных отделов. Молодежь может привнести новое виденье, новые веянья, новые импульсы, которые благоприятно скажутся на развитии всех направлений церковного служения. Но чтобы все это заработало, чтобы люди захотели привести в храмы своих друзей, своих близких, своих детей и внуков, нужна большая отдача каждого, кто уже в Церкви. Нужно взаимопонимание, которое может возникнуть только в условиях диалога между духовенством и мирянами. Прихожане наших храмов должны быть уверенны в том, что их мнение важно, что их просьбы, чаяния и надежды будут услышаны. Нам всем нужно учиться слушать и слышать, нужно давать верующим возможность высказаться, возможность повлиять на ситуацию. Поэтому-то я и почти всегда задерживаюсь в храме после богослужения. Общаюсь с паствой, стараюсь в меру сил каждому уделить время. К этому же я призываю и священников. Тех, кто служит на крупных приходах и тех, кто несет послушание в храмах, где молитвенная жизнь только возрождается.
— Вы имеете в виду церкви, разрушенные в советское время, те, которые нуждаются в ремонтных и восстановительных работах?
— Их, в первую очередь. Я посетил некоторые храмы, где были совершены разного рода акты вандализма. Где-то что-то разрушили, где-то снесли купола, но не взорвали стены и основания. А если есть основание, то и все остальное приложить можно. Я со своей стороны буду обращаться к властям Татарстана, буду просить отеческих наставлений и советов у наших владык. Возможно, нам вместе удастся создать фонд, который бы занимался восстановлением порушенных святынь. Эти прекрасные храмы должны быть воссозданы, они должны быть открыты и для Россиян и для гостей из-за рубежа; для каждого, кто пожелает прикоснуться к частичке святости, которая сохранила нашу страну в годины тяжелейших испытаний. Молитвенно совершая память умерших, убитых, казненных, замученных, мы передаем это бесценное святое наследие своим потомкам. Это очень и очень важно, ведь там, где заканчивается память, может закончиться все. Наш долг молиться о том, чтобы милосердный Господь не допустил нам повторить ошибки прошлого, чтобы Он не дал посягнуть на это время благости Божией, когда Церковь и государство вновь делают одно большое дело. Надо молиться о нашей богохранимой стране, о благосостоянии всего мира, о том, чтобы свет веры от нашей матушки России распространялся во все уголки Земли. Наши недостойные молитвы, конечно, доходят до Бога, и в этих молитвах соединяются Церковь земная и Церковь небесная. Если мы и дальше будем усердно молиться, если мы будем искренны в своих намерениях, в своих желаниях послужить Господу, то небеса откроются, и вместе с нами будет творить молитвы небесная Церковь. Когда же начнут молиться небожители, тогда достойно будем мы жить на этой земле, и добро нам зде быти.
— Напоследок просим Вас сказать слова пожелания Вашей пастве.
— Хотелось бы пожелать, чтобы души и сердца наших прихожан непрестанно наполнялись тем, что привнесли в мир святые мученицы Вера, Надежда и Любовь; тем, что заложено в самое основание Христовой Церкви. Без веры невозможно угодить Богу. Без надежды, которая умирает последней, невозможно жить. Нет жизни и без любви, ведь Бог — есть любовь. Дай нам Бог никогда не забывать об этом и каждый день своей жизни являть миру единомыслие и любовь.