6 сентября — день интронизации митрополита Казанского Адриана в Патриарха Московского и всея Руси

1510
Фото

6 сентября 1690-го года Казанский митрополит Адриан принял сан патриарха Московского. Он стал десятым и последним патриархом царской России.

Патриарх Московский и всея Руси Адриан (в миру Андрей) родился в Москве 2 октября 1637 г. или 1627 г. (по некоторым данным 1639 г.).

Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит Чудова монастыря (1678-86 гг.), где по его благословению был сооружен соборный храм в честь святителя Алексия с Благовещенским приделом, а также церковь святого апостола Андрея Первозванного.

Известно, что во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. архимандрит Адриан насильно постриг в монашество К.П. Нарышкина (отца царицы Наталии); осенью 1682 г. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев монастырь к царевне Софье Алексеевне.

21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом хиротонисан в митрополита Казанского и Свияжского. О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии сведений практически не сохранилось. Известно, что он делал вклады на благоукрашение Благовещенского собора и написал книгу «О древнем предании святых апостол и святых отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста... персты слагати и како на себе оный изображати».

Во время последней болезни Патриарха Иоакима (6-17 марта 1690 г.) митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В послании пастве в связи с возведением на Патриарший престол Адриан обосновал соотношение священства и царства и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи» Петра I, в т.ч. брадобритие, европейскую одежду и курение табака. Однако начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), получили со стороны Патриарха помощь и поддержку.

Епархиальное управление при Патриархе Адриане продолжало сохранять вид и характер, установленные Патриархом Иоакимом. Для упорядочения церковной жизни были изданы «Инструкция старостам поповским» с более точным распределением дел по приказам, а также «Святительское поучение к новопоставленным священникам».

Перу Патриарха Адриана также принадлежат службы святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому, несколько поучений, письма разным лицам, в том числе два Петру I, и несколько грамот, среди которых одна с похвалою будущему святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому (тогда еще игумену), к которому Патриарх особенно благоволил за составление Четьих-Миней.

С 1696 г. Патриарх Адриан заболел «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в котором, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии. Отношения царя и Предстоятеля обострились после отказа последнего насильно постричь в монашество супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698 г.). Во время расправы над стрельцами в 1698-99 гг. Патриарх Московский выступил с печалованием о казнимых, однако его ходатайство было отвергнуто Петром.

В 1698 г. Патриарх Адриан благословил причислить к лику святых Евфросинию Суздальскую, мощи которой были открыты еще в ХVI веке, и совершать ей память 25 сентября (8 октября). В 1698 г. состоялись два Собора.

Из-за болезни часто жил в Перервинском монастыре святителя Николая под Москвой. К 1699 г. окончательно отошел от дел, поручив управление архидиакону Ионе Григорову. Скончался в Перервинской обители 15 октября 1700 г.; погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Царь на погребении не присутствовал.

Новости по теме

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.

Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани» Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»

Чудотворную икону Божией Матери, обретённую в Казани в 1579 году, одним из первых держал в руках казанский священник Ермолай. Именно так звали до принятия монашеского пострига будущего святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.

История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона

В июле 1579 года в Казани случился страшный пожар. Многие жители города лишись крыши над головой. Как только стихию удалось победить, казанцы стали отстраиваться заново. Поставить дом – дело нескорое, а нужно было успеть до зимы.

История Седмиезерной Богородицкой пустыни История Седмиезерной Богородицкой пустыни

История обители и чудотворной Смоленской иконы