«В Казани много храмов, а церкви в честь преподобного Серафима Саровского не было», — начинает свой рассказ Лариса Ефимовна Спориус, вдова известного архитектора Алексея Андреевича Спориуса, который начал проектировать и строить в Казани храм преподобного Серафима.
Алексей Андреевич был членом Татарского отделения Союза архитекторов РФ, заслуженным деятелем искусств ТАССР, членом Союза художников, художником-акварелистом, фотографом и общественным деятелем. На его счету уже было несколько спроектированных храмов, в числе которых храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в поселке Савиново, храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Азино и другие. Правящий архиерей это, конечно, знал, и неслучайно обратился именно к Спориусу.
После дефолта 1998 года стоимость проекта была немыслимой, тем более для Церкви. Тогда Алексей Андреевич решился проектировать большой храмовый комплекс с воскресной школой в одиночку и безвозмездно.
«Он был бессребреником, — рассказывает Лариса Ефимовна, — и много сделал бесплатно. Чертил по ночам вручную, а утром прибегали рабочие и буквально из рук выхватывали чертежи, потому что срочно нужно было строить. Он и сам ездил на стройку, контролировал. Отец Дмитрий, став настоятелем строящегося храма, стал приезжать к Алексею Андреевичу для обсуждения текущего проекта».
«И вот, когда стены храма "Умиления" уже стояли, а под воскресную школу были только сваи забиты, нужно было храм покрывать большим куполом 10х10м. Долго решали, каким способом этот купол посадить: то ли вертолётом, но тогда возникала сложность ровной посадки, то ли искать подъемный кран со стрелой. Один такой стометровый был в Казани, но он всё время был занят. Наконец, дождались его, и Алексей Андреевич со своим фотоаппаратом примчался на стройку, чтобы наблюдать установку и запечатлеть на плёнку», — добавляет Лариса Ефимовна.
Снимки Спориус сделал, как и планировал. А потом вдруг сказал: «Теперь можно и помирать». Эти слова первого архитектора, ставшие пророческими, до сих пор вспоминают старожилы храма.
В день поднятия купола Алексей Андреевич сильно переволновался. К вечеру ему стало плохо, а через несколько дней выяснилось, что у пожилого мужчины случился сердечный приступ. Спорируса положили в больницу. Выдающегося архитектора готовили к выписке, к возвращению домой, а он неожиданно вернулся в объятия Отца Небесного, ушел к Самому Богу. Алексей Спориус преставился 15 августа 1999 года, не дожив четыре дня до своего семидесятилетия. Храм преподобного Серафима Саровского стал его «лебединой песней».
«Моему горю не было предела, — продолжает Лариса Ефимовна, — я заболела, перестала есть и сильно похудела. Похороны прошли как в тумане. В Доме архитекторов состоялась гражданская панихида. А владыка отпевал Алексея Андреевича в храме на Арском кладбище, где мы его и похоронили.
На седьмой день после смерти мужа я поехала на стройку. Жалко было оставлять проект Алексея Андреевича неизвестно кому. Я ведь тоже архитектор, на тот момент я была директором Дома архитекторов и ответственным секретарем Правления Союза архитекторов РТ. И вот иду я вся в черном, жалкая под зонтом, потому что дождь шёл сильный, а на территории храма уже владыка ходит. Он всё время приезжал на стройку и тоже следил за её ходом. Подошла я к нему, представилась и сказала, что сама буду здесь архитектором. Он недоверчиво посмотрел на меня, ничего не сказал и ушёл. Тогда я нашла отца Дмитрия, и он меня принял. Начался новый этап строительства».
Без искушений не обошлось. В самом разгаре строительных работ Лариса Ефимовна попала в ДТП.
«Мне потом говорили, что Боженька спас меня, еще каких-то пятнадцать сантиметров — и меня бы не стало. В период болезни чертежи мне стали приносить прямо в больницу. Ребята приходили и говорили, что строится храм, а архитектор лежит тут у вас. Мне разрешали спускаться. Тогда мы раскладывали чертежи формата А0 на траве и продолжали работу, ползая на коленках», — смеётся Лариса Ефимовна.
«Чего только не было! И по крышам удалось мне полазать с отцом Дмитрием. Под самый купол забирались ведь, весело было. Я с любовью вспоминаю это время и благодарна Богу за возможность быть причастной к строительству храма».