Пылающий позолоченный крест и внезапный гром с молнией: грозные предзнаменования 75-тилетней давности

3388
Фото

В престольный праздник Ильинского храма старожилы села Прости Покровского благочиния вспоминали об удивительных обстоятельствах, происходивших в прошлом веке при разрушении старинного Ильинского храма.


Деревенская пастораль

Стихли песнопения праздничной службы, редкие гости — захожане храма, а также мамочки с малыми детками неспешно покидают храм, на ходу вовлекаясь в труды и будничные заботы дня: в этом году 2 августа, Ильин день пришёлся на среду — на разгар рабочей недели. А за праздничный стол в трапезную храма потянулся дружный костяк церковной общины — авангард бабушек из местных простинских жительниц — главных помощниц настоятеля храма отца Саввы.

Трапезная наполнена аппетитными запахами, длинный стол радует глаз лаконичной простотой и красотой деревенских блюд. Вид постного стола в интерьере деревенской столовой, с ажурными вязаными салфетками и цветастыми клеёнчатыми скатертями, заставленными малосольными огурчиками, домашними пирогами и фруктовыми морсами, умиляет своей «натюрмортностью». В полураспахнутую дверь врывается опоённый ароматами разнотравья воздух, зазывный петушиный крик и дрожащий луч солнца золотого. Красота!

В селе Прости возрождается старый храм

В селе Прости возрождается старый храм

Рассказы очевидцев

Фото— и видеоаппаратуру, к слову, я предусмотрительно держу рядом, при себе: самые поразительные воспоминания, как правило, всплывают в душевной атмосфере общего стола за дружеским разговором. Мне повезло, на трапезе присутствовала Валентина Александровна Семёнова, очевидица событий 1941 года.

«Мне было 10 лет. Помню, день был ясный, солнечный, а как начали церковь рушить, глянь, откуда ни возьмись, появилась туча огромная. Гром, молнии, дождь как из ведра! Я испугалась, домой побежала. А накануне было еще одно явление. В полночь бабушка моя, Мария, будит мою спящую маму и говорит: Смотри, дочь, крест позолоченный горит на куполе! А крест действительно сиял, пламенел. Утром он весь обугленный был, чёрный. Металл горел! Бабушка, помню, тогда сказывала: "Вот вы всё говорите, что Бога нет, а как вы это объясните?"»

Старожилы вспоминают тех, кто руководил тогда сносом колокольни, купола и конфискацией икон и церковной утвари. Это был председатель села Матвей Семёнович Аракчеев и первый комсомолец села Михаил Михайлович Барышев. Говорят о них женщины без злобы и осуждения: «время такое было, чего теперь-то…» Сами, мол, в переоборудованном под сельский клуб храме в молодости пели да плясали, да кинокартины смотрели. Каялись, конечно, об этом и о многом другом, батюшке, — утирая слёзы, горюют старушки.

«Как сложилась жизнь Аракчеева и Барышева, пришли ли они в итоге к вере или остались атеистами?» — интересуюсь я у бабушек. «Михаил Михайлович до революции псаломщиком, говорят, был. А потом, видимо, заставили отречься от веры. Пришли ли они к Богу? Думаем, да. Просили похоронить себя по церковному обычаю»

За неторопливой беседой благодарная человеческая память восстановила события иного, героического плана. Простинец Фёдор Мельников получил тюремный срок, отказавшись отдавать безбожникам ключи от храма, в итоге погиб в заточении. «Мученик за веру Христову» — единодушно считают жительницы. Вспоминают, когда комсомольцам всё же удалось проникнуть в храм, они стали торопливо, под гневные окрики сельчан скидывать утварь в полуторку — грузовой автомобиль для отправки икон и священнических сосудов в Набережные Челны. Сели, завели мотор — машина не может сдвинуться с места. «Изверги, Бога побойтесь! Вы хотя бы на иконы-то сверху не садились бы!», — укоряли простинцы святотатцев. Те послушались, привстали со святынь, пересели, грузовик-то и тронулся.

«Вот теперь и судите, что это было», — многозначительно кивают седыми головами собеседницы.

Летописец села Владимир Добров

Добрым уважительным словом вспоминали в этот день простинцы уроженца села Владимира Прокопьевича Доброва, бывшего председателя Простинского сельсовета, активная позиция которого помогла сохранить старинное поселение, запланированного под снос в виду строительства в 1961 году нефтехимического комбината. Владимир Прокопьевич оставил ценные исторические свидетельства об этой местности, начиная с момента зарождения поселения и заканчивая эпохой 90-тых. Самые знаковые из фактов собраны в краеведческий труд под названием «Село Прости. 350 лет», изданный небольшой брошюрой в 1990 году типографией Татарской АССР.

Мне довелось ознакомиться с этой замечательной книгой, в которой каждая страница проникнута любовью и гордостью за родное село и его жителей. Однако свидетельств необычных явлений, которыми делились со мной жительницы в престольный день храма, там не было. Скорее всего, засвидетельствованные старожилами на мою видеокамеру факты, были известны и Доброву. Но в силу тогда ещё атеистической цензуры, не были помещены в советское издание.

Что ж, я счастлива дополнить летопись этого легендарного села недостающими воспоминаниями. Ведь они, эти чудесные, сверхъестественные явления, как бы кто к ним не относился, имеют право быть вплетёнными в историческую ткань этого удивительного села как дань уважения к благоговейной вере её старых жителей.

Новости по теме

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»

«Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом» «Господь может спасти нас из самой бездны, лишь бы только мы не перестали просить Его об этом»

В то время, как Он молился, лодка с апостолами оказалась в эпицентре страшной бури. Господь видя, что ученики в опасности, пошел к ним по воде, как по суши. Ученики, увидев Его, идущего по бушующим волнам среди разъяренного ветра, подумали, что это призрак и закричали.

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.