Архиепископ Казанский и Свияжский Сергий (Ляпидевский)

3708
Фото

На кафедре: с 11 января 1880 года по 21 августа 1882 года

Николай Ляпидевский родился 9 мая 1820 года в Туле, в семье священника. Он закончил Тульскую духовную семинарию по первому разряду и поступил в Московскую духовную академию, в 1844 году был выпущен с ученой степенью магистра богословия[1] и оставлен в академии бакалавром. 24 июня 1844 года он был пострижен в монашество и уже 6 августа рукоположен во иеромонаха. В академии отец Сергий провел следующие 17 лет, в 1848 году стал инспектором, в 1851 году стал экстраординарным профессором (оставаясь инспектором), в 1858 году — ректором академии. В 1850 году был возведен в сан архимандрита, настоятельст-вовал в Высокопетровском и Заиконоспасском монастырях. Архимандрит Сергий так и не стал доктором богословия, но был работящим ученым. Он преподавал пастырское богословие, но основные его труды посвящены патрологии: он переводил преподобного Ефрема Сирина, преподобного Иоанна Лествичника, блаж. Феодорита. Сергия высоко ценил cвятитель Филарет (Дроздов), который и рукоположил его 1 мая 1861 года во епископа Курского и Белгородского. В Курске владыка Сергий прослужил необычно долго для синодальных времен — 19 лет.

Высокопетровский монастырь. Фото конца XIX столетия.

11 января 1880 года он был перемещен на Казанскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Только в середине февраля владыка Сергий прибыл в Казань, а уже 2 мая отбыл в Санкт-Петербург, для присутствия в Синоде. Из столицы он так и не вернулся, а 21 августа 1882 года был перемещен на Кишиневскую кафедру. Правда, в 1880-1881 гг. он опубликовал в «Православном собеседнике» 7 проповедей.

В характеристиках, даваемых владыке Сергию, отмечались самостоятельность, отсутствие советников и неподверженность влияниям. Но Николай Иванович Ильминский произвел на него большое впечатление. В результате Ильминский добился того, на что несколько лет не соглашался владыка Антоний (Амфитеатров). Во второй половине 1880 года и в 1881 году викарный епископ Павел (Вильчинский), в соответствии с указами владыки Сергия, полученными из Санкт-Петербурга, рукоположил в священники четверых кряшен, в том числе и известного поэта Иакова Емельянова.

В Кишиневе владыка Сергий провел 9 лет, 12 января 1891 года был переведен в Одессу, 9 августа 1893 года назначен митрополитом Московским и Коломенским. Он скончался 11 февраля 1898 года в Санкт-Петербурге, находясь на сессии Синода, и был похоронен в склепе Успенского Собора Троице-Сергиевой лавры.

1. Диссертация «О поминовении усопших» была опубликована в том же году.

Новости по теме

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.